Бразилия'74: Помощь трибун
Гран При Бразилии был вторым этапом чемпионата 1974 года – первый двумя неделями раньше прошел в Аргентине, где доминировал местный герой Карлос Ройтеман на Brabham. Победить ему не удалось, но лишь потому, что на последнем круге закончилось топливо. Так что именно Ройтеман считался главным фаворитом в Бразилии.
Конкурентов у него было достаточно. Это и Tyrrell, где после гибели Франсуа Севера и ухода Джеки Стюарта теперь выступали Джоди Шектер и Патрик Депайе, и Lotus с Ронни Петерсоном и Жаки Иксом. Аргентинская гонка показала, что вернулась в борьбу за первые места и Ferrari – в Скудерию вернулся Маурио Форгьери, что усилило конструкторский штаб и значительно улучшило обстановку в команде – за руль сели Клей Регаццони и Ники Лауда.
Местные болельщики очень хотели, чтобы продолжилась победная серия McLaren, но свои надежды связывали не с Денни Халмом, финишировавшим первым в Аргентине, а с его напарником – бразильцем Эмерсоном Фиттипальди. И настроены они были весьма воинственно – многие приезжали на трассу с плакатами «Эмерсон помнит Монцу», намекая на то, что они считали предательством по отношению к гонщику со стороны руководителя Lotus Колина Чэпмэна на Гран При Италии 1973 года.
Результаты квалификации болельщиков обрадовали – поул завоевал Фиттипальди, опередив Ройтемана на 0,24 секунды. Отчасти сенсацией стало третье место Ники Лауды – австрийца ещё мало кто знал и считал фаворитом во внутрикомандном соперничестве с Регаццони. Клей, однако, оказался только восьмым.
Пилоты Lotus выступили тоже неплохо, показав четвёртый и пятый результат. Фактически, Петерсон намного опередил Икса: он уступил поулу 0,85 секунды, тогда как Жаки – вдвое больше, но пилота, который бы смог между ними вклиниться, так и не нашлось. Шестое время показал Питер Ревсон из Shadow. Правда, его DN3 постоянно перегревалась, и было неясно, выдержит ли она дистанцию гонки. При этом такая машина в распоряжении команды была только одна – вторая оказалась разрушена в стартовой аварии в Аргентине, так что Жан-Пьеру Жарье пришлось пересесть на старую DN1, и на ней он квалифицировался только 19-м.
По ходу квалификации выяснилось, что с предыдущей гонки состояние трассы сильно ухудшилось – из-за беспрецедентной даже для Бразилии жары асфальт стал очень неровным. Это стало плохой новостью для Джеймса Ханта, лёгкий March которого скакал по кочкам, словно раллийная машина. В результате Джеймс квалифицировался только 18-м. Впрочем, для March в Hesketh эта гонка в любом случае была последней – шасси собственной конструкции уже ждало первых тестов.
В день гонки на трибунах собрались 130 тысяч зрителей, и практически все они болели за Фиттипальди. Это боление, правда, порой принимало странные формы – некоторые зрители забрасывали трассу битым стеклом. Ситуация становилась опасной, и организаторам пришлось отложить старт, чтобы очистить асфальт. Тем временем над автодромом в Интерлагосе сгущались тучи, ожидание грозило обернуться дождём.
По этой или какой-то другой причине, со стартом организаторы немного поторопились – машины едва успели занять места на решётке, как увидели сигнал о начале гонки. Это немного смутило некоторых пилотов, и вызвало небольшой переполох на старте. В результате Фиттипальди откатился на третье место, Лауда – на десятое, а гонку возглавили Ройтеман и Петерсон.
Несчастья Лауды на этом не закончились – машине явно не хватало темпа. Он потерял пару позиций, и уже на втором круге был вынужден свернуть в боксы и сойти – сломался клапан двигателя. И он даже не был первым сошедшим – к тому времени из-за поломки заднего антикрыла борьбу завершил пилот Embassy Hill Гай Эдвардс.
В гоночных условиях Петерсон оказался явно быстрее Ройтемана, так что с первого же круга швед приступил к атакам. Аргентинец продержался в лидерах лишь до третьего круга, после чего ненавидимый бразильскими трибунами Петерсон вышел вперёд.
Ройтеман тут же пропустил и Фиттипальди, а вскоре его догнали Регаццони и Икс. Мягкие шины на Brabham аргентинца были хороши в квалификации, но на гоночной дистанции слишком быстро изнашивались. Продержавшись несколько кругов на третьем месте, затем Карлос откатился в глубину пелотона.
Петерсон попытался создать отрыв, однако Фиттипальди его не отпустил и уже с седьмого круга начал оказывать давление на шведа. Бразильца отчаянно поддерживали трибуны, но Ронни не допускал ошибок и не оставлял Эмерсону никаких шансов на атаку. Тем временем Shadow Ревсона всё же не выдержала гоночной дистанции – двигатель перегрелся и Питеру пришлось сойти.
Уже к 14-му кругу стало ясно, что с Lotus Петерсона что-то не так – он терял темп, ему всё труднее и труднее было сдерживать Фиттипальди. Наконец, на 16-м круге произошло неизбежное – Эмерсон, воспользовавшись заминкой шведа при обгоне Артуро Мерцарио на круг, вышел вперёд.
Петерсон пытался зацепиться за Фиттипальди, но тщетно. Спустя ещё пару кругов причина потери темпа стала очевидной – медленный прокол. Ронни пришлось ехать в боксы для его замены. Чуть ранее аналогичная проблема постигла и McLaren Денни Халма. В те годы расследований причин прокола не проводилось, но мало кто сомневается, что причиной стал один из осколков, брошенных зрителями на трассу.
Борьба впереди была к тому времени, в общем-то, законченной – Фиттипальди опережал Регаццони на 15 секунд, а их темп оказался примерно равным. Позади ехали Икс, Пасе и Хэйлвуд. Петерсон же вернулся на трассу десятым и бросился отыгрываться. Уже на следующем круге он прошёл Ханта, ещё через два – Шектера, затем Штука.
До первой шестёрки было всё ещё довольно далеко, но Петерсону могла помочь погода – тучи над трассой становились всё чернее и чернее. Ронни делал всё, что в его силах, чтобы настичь пелотон. На 29-м круге он опередил Ройтемана и вышел на шестое место. До финиша оставалось ещё больше 10 кругов, вот-вот должен был начаться дождь, произойти могло что угодно, но всё сложилось совсем не так, как хотелось бы Петерсону.
На 30-м круге дождь, действительно, пошёл. Однако он очень быстро превратился в ливень, и на трассе начался настоящий потоп – о дренаже никто в Бразилии не подумал. По трассе текли настоящие реки, вынося на асфальт грязь и мусор. К тому же, лидировал в гонке бразилец, так что статус-кво всех устраивал. И пока в командах готовили дождевые шины, дирекция гонки вывесила красный флаг.
Правда, к этому моменту Фиттипальди и Регаццони уже успели проехать финишную прямую, так что им пришлось преодолеть ещё целый круг. Именно поэтому в итоговом протоколе они оказались на круг впереди всех остальных. И хотя после двух этапов у McLaren было две победы, именно Регаццони возглавил личный зачёт чемпионата.
Ронни Петерсон в итоге заработал одно очко за шестое место. Второй уик-энд подряд он демонстрировал феноменальную скорость, но терял верную победу из-за независящих от него обстоятельств. Иногда для победы скорости недостаточно – нужно, чтобы техника не ломалась, а команда не допускала ошибок. Наконец, тебе должны помогать трибуны. Или хотя бы не мешать.
Читайте также
- Возвращение “Инди Лайтс”, аншлаг в ЮСФ2000 и трио претендетов в “Инди Про 2000”. Превью сезона младших серий “Индикара”
- Появится ли в Кубке команда Дэйла Эрнхардта-младшего?
- Дорога к “Индикару” 2021
- Время Икс. Вторая жизнь легендарного “Косуорт DFV” за океаном
- Уход за памятниками из гранита: основные правила