Итоги сезона: Racing Point Force India
Главным итогом сезона для Force India стало продолжение существования команды – под другим названием и с другими владельцами…
Ситуация вокруг Force India осложнялась с каждым годом. Виджей Малья лишился своего бизнеса, погряз в судебных исках, остался без паспорта и не покидал Великобританию, но команда продолжала существовать, добиваясь невероятных результатов, хотя вечно так продолжаться не могло.
Перед презентацией новой машины ходило множество слухов – от продажи команды до смены названия. Малья давно хотел убрать упоминание Индии, но этого не произошло – журналистам представили VJM11 в розовых цветах спонсоров из BWT. Состав остался прежним, россиянин Никита Мазепин получил контракт девелопмент-драйвера – и сел за руль в первый день тестов.
По сути, машина была прошлогодней, лишь доработанной под требования нового регламента – и с системой Halo. На большее денег не было, VJM11 не хватало прижимной силы и скорости, о чём гонщики говорили открыто. В Force India обратились к Liberty Media с просьбой о досрочной выплате призовых, чтобы расплатиться с поставщиками и кредиторами.
В Force India всегда стремились заработать максимум очков в начале сезона, пока соперники разбирались с машинами и решали проблемы с надёжностью, на этот раз форма команды оставляла желать лучшего. Три первых гонки принесли лишь одно очко, а в Баку произошло чудо.
На городской бакинской трассе недостатки машин Force India были не так заметны. Серхио Перес квалифицировался восьмым, сразу несколько гонщиков не смогли финишировать – и мексиканец поднялся на подиум. Лишь второй раз за последние два сезона в первой тройке оказался гонщик, не выступающий в одной из трёх топ-команд.
Многие считали, что во втором сезоне Окон непременно опередит Переса, но если в квалификациях Эстебан действительно оказался быстрее, обыграв напарника с убедительным счётом 16:5, то в гонках Серхио вновь оказался впереди, заработав на 13 очков больше.
Летом Перес сыграл ключевую роль в процессе смены владельцев команды.
Когда в июле деньги закончились, два поставщика – HMRC и Formtech – обратились в лондонский суд, требуя признать команду неплатёжеспособной и закрыть её.
Всё решали часы. Отмар Сафнауэр взял инициативу в свои руки. Без ведома Виджей Мальи и его представителя Роберта Фернли он договорился с Пересом и его менеджером Джулианом Якоби инициировать судебное разбирательство и добиться введения внешнего управления – из-за копеечной по масштабам Формулы 1 задолженности перед Серхио в $4 млн. И Перес подал в суд на команду.
Возглавивший команду Отмар Сафнауэр потом вспоминал в интервью корреспонденту F1News.Ru: «Разница в том, что если вас признают неплатежеспособными, вы закрываетесь, имущество распродают, и на этом все заканчивается. В случае же с внешним управлением, администратор ищет решение, позволяющее продолжить работу. В тот момент мы были ближе не к внешнему администрированию, а к признанию нас неплатежеспособными. Это был вопрос нескольких дней».
Иск Переса поддержали «сильные мира сего»: Daimler/Mercedes – Force India была должна мотористам более 10 миллионов евро, и спонсоры из BWT, утверждавшие, что сделка с ними оформлена в виде кредита. На самом деле эти стороны – Сафнауэр, Перес, Mercedes и BWT, пытались спасти команду от быстрого закрытия. И у них получилось – суд назначил внешнего администратора.
Малья отреагировал на своё отстранение гневным письмом к сотрудникам, но с тех пор больше не упоминался в связи с командой. Ситуация осложнялась тем, что Виджей находился под арестом, а индийские банки пытались заморозить его активы. Для продажи долей команды нужно было согласие кредиторов Мальи. Добиться этого не удалось, поэтому было решено купить не доли, а активы команды.
16 августа, сделка была оформлена. Отец гонщика Williams Лэнса Стролла – Лоуренс Стролл собрал консорциум инвесторов, объединившихся в компанию Racing Point UK Limited, которая за 90 млн фунтов выкупила активы.
В конце августа в FIA выдали Racing Point Force India лицензию на участие в чемпионате. Команду, выступавшую под названием Sahara Force India, исключили из чемпионата мира за неспособность завершить сезон и лишили заработанных в сезоне очков. Гонщики свои очки сохранили. Сафнауэр стал руководителем команды.
Но и на этом всё не закончилось. Решение FRP по передаче активов Racing Point не устроило российскую компанию ПАО «УралКалий», которую возглавляет Дмитрий Мазепин, чей сын Никита выступал в GP3 и был девелопмент-драйвером команды. В «Уралкалий» тоже хотели купить команду и сделали соответствующее предложение, но ответа не получили и подали в суд на внешних управляющих.
С одной стороны команда считалась новой, с другой оставалась старой. Лимит силовых установок на сезон команда унаследовала, а очки пришлось зарабатывать с нуля. У Haas F1 возникли вопросы с выплатой призовых – в конце сезона они даже подали протест, настаивая на том, что у команды одно юридическое лицо, а у конструктора шасси – другое, но у FIA было иное мнение по этому поводу.
После летнего перерыва Перес и Окон заработали ещё 52 очка для Racing Point Force India, обеспечив команде седьмую строчку в Кубке конструкторов. Если к ним добавить те 56 очков, что были у Force India до дисквалификации, команда оказалась бы пятой.
Многие были уверены, что Лэнс Стролл ещё осенью перейдёт в команду, но этот переход заблокировали в Mercedes, настаивая на соблюдении условий контракта Окона – гонщика их молодёжной программы.
В середине октября в команде подтвердили продление контракта с Пересом, его напарником станет Лэнс Стролл, а Окон остался без контракта.
Будущее команды на ближайшие годы гарантировано, интересно будет наблюдать за тем, как она изменится, перейдя от индийского миллиардера к канадскому. Если первый был авантюристом и романтиком, то второй сделает всё, чтобы его сын добился успеха. И да, упоминания Индии в названии больше не будет...
Читайте также
- Возвращение “Инди Лайтс”, аншлаг в ЮСФ2000 и трио претендетов в “Инди Про 2000”. Превью сезона младших серий “Индикара”
- Появится ли в Кубке команда Дэйла Эрнхардта-младшего?
- Дорога к “Индикару” 2021
- Время Икс. Вторая жизнь легендарного “Косуорт DFV” за океаном
- Уход за памятниками из гранита: основные правила