Марк Слейд о cебе и о своей работе в Renault
Марк Слейд – опытнейший гоночный инженер, работающий в Renault с Нико Хюлкенбергом, рассказал о себе и о своей профессии.
Вопрос: За что вы отвечаете, работая в этом качестве? Что предполагает эта деятельность?
Марк Слейд: Я отвечаю за скорость и эффективность машины на трассе, стараюсь добиться, чтобы она была правильно настроена в соответствии со спецификацией, разработанной инженерами базы команды, и что она отвечает предпочтениями Нико Хюлкенберга. Для этого я тесно сотрудничаю с различными департаментами, сопоставляю информацию, после чего даю задания другим инженерам и мотористам, а также бригаде механиков – все они обслуживают машину Нико. Конечно, я также общаюсь и с самим гонщиком.
Вопрос: Расскажите, как выглядит ваш типичный рабочий день?
Марк Слейд: Моя должность предполагает, что я должен распределять своё время, работая и на базе, и на гоночных трассах. На базе я провожу не так уж много времени, поскольку сезон состоит из большого числа гонок, но когда я бываю в Энстоуне, я либо анализирую прошедший Гран При, либо готовлюсь к следующему.
Это включает изучение характеристик и особенностей тех или иных новых компонентов, чтобы понять, насколько они позволят прибавить, и как их предстоит использовать, после чего я делюсь наиболее важной информацией с ключевыми специалистами. Также я постоянно контактирую с Нико, держу его в курсе последних разработок, рассказываю, какие ожидания мы с ними связываем.
В свою очередь, он предоставляет очень полезную информацию, и его идеи всегда отличаются глубиной; он принимает самое активное участие в процессе подготовки к гонкам.
Когда я на трассе, мы занимаемся настройками машины – это продолжение работы, начатой на базе, но я более активно взаимодействую с инженерами и механиками. В пятницу мы уделяем максимум внимания повышению эффективности машины, стараемся разобраться с шинами, понять, насколько эффективно функционирует аэродинамический обвес, а также оцениваем целый ряд других факторов.
Главное в том, чтобы добиться от машины максимальной эффективности. В субботу мы переключаемся на подготовку к квалификации, исходя из того, что машина уже на пике своих возможностей, и теперь нужно правильно рассчитать моменты выезда на трассу и т.д. Вечером надо заняться разработкой тактики, чтобы подготовиться к гонке. В воскресенье проводим финальные проверки, убеждаемся, что гонщик правильно понял наши тактические задумки и сможет реализовать их в ходе Гран При.
Вопрос: Как вы получили эту работу? Как к ней готовились и почему выбрали именно её?
Марк Слейд: Я с детства любил автоспорт, смотрел гонки по ТВ, а когда мне было лет двенадцать, я решил, что хочу заниматься именно этим. Я мечтал стать гоночным инженером. Я вырос в Абердине, в Шотландии, а там было немного возможностей попасть в Формулу 1, но я изучал инженерные дисциплины в университете, после чего мне повезло: я получил стипендию от компании Reynard, которая разрабатывала гоночные шасси.
Я начал трудиться в конструкторском бюро и при этом оказался в нужном месте в нужное время, поскольку мне удалось получить опыт конструктора, но также я смог поработать и на трассе. Вскоре после этого я получил должность в McLaren, где занимался интеграцией двигателей с шасси.
У меня был опыт работы с топливными системами и с моторами, поэтому, когда в 1994-м были введены дозаправки, меня включили в состав гоночной бригады. А в 1998 году я стал гоночным инженером и сотрудничал с Микой Хаккиненом – в том сезоне и в следующем он становился чемпионом мира.
В McLaren мне довелось работать также с Кими Райкконеном, Фернандо Алонсо и Хейкки Ковалайненом. Я также работал с Эдрианом Ньюи, а это большая честь, и многому у него научился.
В 2010-м перешёл в Renault, но тут представилась возможность поработать в Mercedes с Михаэлем Шумахером по ходу сезона 2012 года – предложение было настолько заманчивым, что отказаться невозможно. В 2012-м я вернулся в Renault – тогда команда уже называлась Lotus – чтобы снова сотрудничать с Кими. С тех пор я тружусь в Энстоуне.
Вопрос: Какой момент карьеры вам наиболее памятен?
Марк Слейд: Их было так много, что сложно выбрать какой-то один, но выиграть первый чемпионат вместе с Микой в 1998 году – это был невероятный опыт. В McLaren я в определённой степени отвечал за тактику, так что мне запомнились победы, которые были добыты именно за счёт тактики. Например, Дэвид Култхард выиграл Гран При Австралии 1997 года – это была первая победа McLaren с 1993-го.
Также я помню тяжёлые гонки, такие, как Гран При Абу-Даби 2012 года, который мы выиграли вместе с Кими. Итоги прошлогодней гонки на Яс-Марине тоже воспринимались как своего рода победа. Мы тогда бросили все силы, чтобы завершить чемпионат на 6-м месте Кубка конструкторов, и хотя результат гонки выдающимся не назовёшь, его оказалось достаточно для достижения желаемой цели.
Вопрос: В чём заключается худшая сторона вашей работы?
Марк Слейд: Хуже всего ждать свой багаж в аэропорту Хитроу в час ночи, после чего добираться на автобусе до Энстоуна, чтобы на следующее утро проснуться в 7 и отправиться на работу…
Вопрос: В таком случае, что вас больше всего радует?
Марк Слейд: Мне нравится работать с прекрасной командой целеустремлённых людей, которые хотят добиться максимально возможных результатов.
Вопрос: Чем занимаетесь в свободное время? Как расслабляетесь?
Марк Слейд: Провожу время с семьёй, гуляю с собакой и слушаю музыку. Музыка играет важную роль в моей жизни, я люблю рок, особенно творчество Тома Петти.
Вопрос: Что вы делаете перед сном?
Марк Слейд: Немного смотрю ТВ под бокал вина и читаю. Последней книгой, которую я прочёл, была повесть «Сердце всякого человека» шотландского автора Уильяма Бойда, очень жизненная и хорошо написанная.
Вопрос: Чем бы вы занимались, если бы не стали гоночным инженером команды Формулы 1?
Марк Слейд: Вероятно, нашёл бы какую-то другую работу в спортивной сфере, связанную с техникой, хотя с юности ни о чём другом не мечтал. Мне нравится работать в Формуле 1, меня радует сам факт, что я в такой команде, что сотрудничаю с отличными гонщиками, инженерами и механиками.
Читайте также
- Возвращение “Инди Лайтс”, аншлаг в ЮСФ2000 и трио претендетов в “Инди Про 2000”. Превью сезона младших серий “Индикара”
- Появится ли в Кубке команда Дэйла Эрнхардта-младшего?
- Дорога к “Индикару” 2021
- Время Икс. Вторая жизнь легендарного “Косуорт DFV” за океаном
- Уход за памятниками из гранита: основные правила