Марк Уэббер: За рулем я становился другим человеком
После ухода из Формулы 1 в 2013 году Марк Уэббер провёл три сезона в гонках на выносливость, выиграл титул вместе с Porsche и теперь выступает в роли эксперта на британском телеканале Channel 4. В интервью он вспомнил несколько эпизодов своей карьеры, говорил об отношениях с Себастьяном Феттелем и Даниэлем Риккардо...
Вопрос: Вы гонялись на Porsche 919 и добивались успеха за рулем этой машины. Почему вы решили завершить карьеру?
Марк Уэббер: После моей аварии в Бразилии в 2014-м семья стала немного давить. Это была очень серьезная авария, и из-за удара я потерял память. Но я хотел завершить карьеру, когда ещё мог добиваться успеха. Вместе с парнями я полностью выкладывался и даже в своей последней гонке оставался сильным соперником.
Так было и в моей последней гонке в Формуле 1: я показал лучшее время и поднялся на подиум вместе с Алонсо и Феттелем. Это было важно для меня – я не хотел финишировать 15-м. Здорово завершать карьеру хорошим результатом.
Вопрос: Во времена ваших выступлений в Формуле 1 ходило много разговоров о ваших отношениях с Себастьяном Феттелем в Red Bull Racing. Как вы относитесь к тем событиям спустя столько времени?
Марк Уэббер: Я знаю только одно – мы оба полностью выкладывались. В те годы я боролся за титул с Льюисом Хэмилтоном, Себастьяном Феттелем и Фернандо Алонсо. Меня мотивировали сражения с лучшими гонщиками, и мы с Себастьяном довольно часто переходили грань допустимого. Весь мир видел, как мы прессинговали друг друга. Всегда хочется, чтобы в эмоциональном плане всё было проще, но это было не так.
Сейчас мы стали друзьями, общаемся, между нами не осталось никакой враждебности. Был ли я в то время ангелом? Нет. А он? Нет. Мы всячески осложняли жизнь друг другу, разве что яд не подсыпали. Но такова Формула 1. Так должно быть. Я не ищу простых путей. Возможно, когда мне было некуда отступать, я выступал лучше. Когда на меня нападали со всех сторон, я боролся жестче.
Когда я уехал из Австралии, чтобы выступать в Формуле 1 – это было сопоставимо с переездом в совершенно другой мир. Затем я завоевал 40 подиумов, дважды побеждал в Монако и Великобритании, а в целом – выиграл девять гонок. К тому моменту прошло 28 лет с последней победы австралийца.
Вопрос: Что означало сообщение Multi-21?
Марк Уэббер: Это означало, что именно в таком порядке машины должны были финишировать: второй номер должен финишировать перед первым. Мы обсуждали это перед гонкой, и это был идеальный сценарий, разработанный командой. Мы сказали «Хорошо, мы боремся между собой до второго пит-стопа, полностью выкладываемся, каждый сам за себя… Если после 80% гонки всё будет в порядке, то так и должны финишировать». В команде и так была некоторая напряженность, и мы должны это сделать. Честно говоря, всё шло идеально, пока Себастьян не проигнорировал этот момент.
Вопрос: Вероятно, вне трассы Себастьян – такой человек, с кем легко общаться и обмениваться фотографиями детей, но на трассе он жестокий соперник...
Марк Уэббер: Да. Многие гонщики именно такие. Когда гаснет светофор, в каждом из нас просыпается монстр. Когда я вспоминаю себя, в гонках я становился совершенно другим. Я не думал о здоровье и рисковал всем, но всё равно вел честную борьбу. Я полностью выкладывался. Но при этом я всегда уважал соперников и никогда не допускал контакта с Фернандо, Льюисом. Точнее, у нас было несколько инцидентов с Хэмилтоном, но мы всегда уважали друг друга. Мне нравилось бороться с Льюисом, с Дженсоном Баттоном – никаких проблем. У меня никогда не было проблем с Кими. Мы уважали друг друга, хотя оба жестко боролись. У нас с Себастьяном было несколько инцидентов.
Вопрос: Время от времени вы берете интервью после финиша. Как это проходит?
Марк Уэббер: Прежде всего, главные в этот момент – тройка лучших гонщиков, а не я. Я много раз был на их месте, но теперь я думаю, что могу сделать, чтобы зрители поняли, что эти парни только что пережили. Была ли борьба жесткой? Пришлось ли им рисковать? Показалась ли гонка скучной, хотя на самом деле она получилась очень сложной? Итак, я должен получить их эмоции, ведь не забывайте, что на нас смотрит огромная аудитория.
Режиссёр держит меня в курсе; зрители могут освистать кого-то из гонщиков, а в этой ситуации мне надо защитить того, у кого я беру интервью, сделать так, чтобы всё прошло по плану. Я должен избегать технических деталей и говорить о ситуации в целом: как всё прошло? Что значит эта гонка? Как развивались события? Какая ситуация в сезоне?
Вопрос: Но вам это нравится?
Марк Уэббер: Да, потому что мне кажется, что я могу узнать у гонщиков кое-что интересное… Мне нравится этот спорт, и я хочу, чтобы у зрителей была возможность послушать тех, кто в нем участвует, узнать их эмоции…
Вопрос: Вам нравится Даниэль Риккардо?
Марк Уэббер: Конечно! В Формуле 1 было очень мало успешных австралийских гонщиков – всего четверо: Джек Брэбэм, Алан Джонс, Даниэль Риккардо и я. Четыре гонщика за 70 лет? Это считай ничего. Но Даниэль – жесткий соперник, отличный гонщик.
Вопрос: Какая победа в Формуле 1 запомнилась вам больше всего? Какая из них доставила вам наибольшее удовольствие?
Марк Уэббер: Пожалуй, таких побед было две. Моя первая победа в Германии в 2009-м – это нечто особенное, ведь, как я сказал, до этого австралийский гимн 21 год не звучал на подиуме. Кроме того, в тот день всё прошло без проблем, а я показал, на что способен. Я не хочу показаться высокомерным, но в тот день я был лучшим, и я доволен, что всё получилось. Я считаю, что заслужил возможность подняться на верхнюю ступень подиума. Не было такого, чтобы я ехал третьим, а затем двое гонщиков впереди сошли. Я квалифицировался первым и выиграл гонку. Красиво.
Вторая победа – в Монако в 2012-м. Эта гонка получилась очень сложной, в 2010-м всё было проще. В 2012-м на последних кругах пошёл дождь, я был на сликах, а за мной ехала группа гонщиков: Льюис, Фернандо, Себастьян, Нико Росберг – все эти парни выжидали.
Кроме того, пришлось нелегко в плане физической нагрузки – после двух часов вы были рады клетчатому флагу. Вы знаете, что контролировали всю гонку, но на шести последних кругах пошёл дождь. В мире нет гонщика, которому было бы комфортно в таких условиях. Вы просто хотите добраться до финиша, но мне пришлось приложить усилия. В такой ситуации можно только всё испортить, а я этого не сделал, что приятно.
Читайте также
- Возвращение “Инди Лайтс”, аншлаг в ЮСФ2000 и трио претендетов в “Инди Про 2000”. Превью сезона младших серий “Индикара”
- Появится ли в Кубке команда Дэйла Эрнхардта-младшего?
- Дорога к “Индикару” 2021
- Время Икс. Вторая жизнь легендарного “Косуорт DFV” за океаном
- Уход за памятниками из гранита: основные правила