Монако'77: Из грязи в князи
Как это нередко бывало в 70-е, за каких-то пару месяцев, разделявших сезоны 1976 и 1977 годов, ситуация в Формуле 1 удивительным образом изменилась. Действующий чемпион, Джеймс Хант, остался в McLaren, но теперь его трудно было отнести к фаворитам.
В команде так и не смогли довести до ума своё прошлогоднее творения, M26, так что Джеймс, как и его напарник Йохен Масс, продолжали пилотировать M23, дебютировавшую ещё в 1973 году! Это не помешало Ханту завоевать на старте сезона три поула подряд, но в гонках дела шли куда хуже. После пяти этапов у чемпиона было всего девять очков и ни одной победы.
Ещё хуже дела шли у Tyrrell. В конце сезона 1976 года после дебюта шестиколёсной машины казалось, что команда вот-вот превратится в лидера Формулы 1. В 1977-м состав пилотов даже усилился – на смену Джоди Шектеру пришёл один из самых быстрых пилотов того времени Ронни Петерсон, но доработанная версия P34 оказалась не столь быстра и очень ненадёжна, так что в пяти первых гонках швед не смог заработать очки! Его напарник Патрик Депайе добился немногим большего – очки ему принесли одно третье и одно четвёртое место.
Покинув Tyrrell, Шектер стал единственным пилотом новой команды Walter Wolf Racing, созданной на осколках Frank Williams Racing Cars, уже без Фрэнка Уильямса. Все были уверены, что команда окажется аутсайдером, но первый же Гран При сезона, проходивший в Аргентине, принёс сенсацию: Шектер принёс Wolf Racing победу в дебютной гонке!
Дальнейший ход событий подтвердил, что это отнюдь не случайность – в Бразилии Шектер сошёл, но в ЮАР, США и Испании поднимался на подиум, так что в Монако приехал лидером чемпионата. Его главными конкурентами были пилоты Ferrari Карлос Ройтеман и Ники Лауда, а также Марио Андретти, выступавший на революционной Lotus 78 с граунд-эффектом. Именно Андретти выиграл два предыдущих этапа, в американском Лонг-Бич и испанской Хараме. Правда, Лауда испанскую гонку пропустил из-за обострившейся травмы рёбер, полученной годом раньше, причём как раз перед испанским этапом.
Перед гонкой мир познакомился с ещё одной революционной новинкой: Renault Sport представила свою первую машину Формулы 1 – RS01, её главная особенность – 1,5-литровый V6 с турбонаддувом. Эта концепция считалась тупиковой, но через пару лет в Renault докажут, что это не так. Правда, в 1977-м об этом ещё никто не догадывался, и речь идёт лишь о демонстрации. На старт машина выйдет только во второй половине сезона.
Конечно, Шектер воспринимался скорее как «халиф на час» – мало кто верил, что команда Вальтера Вольфа сможет весь сезон провести на таком уровне. Ferrari и Lotus постепенно перехватили инициативу, выступая всё сильнее, и конкурировали между собой.
Фаворитом гонки в Монако считался Андретти – правда, только до первой сессии, на которой выяснилось, что на медленной городской трассе граунд-эффект малоэффективен. Из-за этого машины Lotus страдали от недостаточной поворачиваемости, что в Монако равносильно катастрофе. Квалификацию Андретти закончил только 10-м, уступив поулу более полутора секунд.
Казалось бы, при таких условиях поул должен стать лёгкой добычей для гонщиков Ferrari или для Ханта, но реальность часто оказывается интереснее ожиданий – к всеобщему удивлению в квалификации доминировали Brabham и Wolf! Уже в четверг Ханс-Йоахим Штук (заменивший в Brabham погибшего в марте Пасе) показал лучшее время, и с большой вероятностью завоевал бы поул, если бы в субботу на его машине не отказал мотор Alfa Romeo.
В результате лучшее время показал его напарник Джон Уотсон – этот поул был первым в карьере Уотсона, первым для Brabham за два сезона, и первым для моторов Alfa Romeo с 1951 года! Второе время осталось за Шектером, а лучший из гонщиков Ferrari, Ройтеман, оказался третьим. Четвёртое время показал Петерсон на старой версии Tyrrell, и это его лучший результат в сезоне.
Штук в итоге оказался пятым, его товарищ по несчастью Ники Лауда (у которого сломался карданный вал) – шестым. Ники выиграл две предыдущие гонки в Монако, но после своей аварии впервые выступал на этой сложной трассе. Его прошлогодний соперник, Джеймс Хант, оказался в протоколе вплотную за ним, на седьмом месте, впереди Депайе и Масса.
Как обычно, на старт Гран При Монако допускалось только 20 пилотов, хотя заявочный лист включал 25. Это привело к удивительной и немного нелепой истории появления в числе участников 26-го гонщика – Жаки Икса, к тому моменту уже полгода как покинувшего Формулу 1 и переключившегося на гонки на выносливость.
Единственным пилотом Ensign в 1977 году был Клей Регаццони. Но машина не позволяла на многое рассчитывать, так что, показав в четверг 21-е время, и узнав прогноз погоды на субботу, обещавший дожди, швейцарец, с разрешения руководителя команды Мо Нанна, улетел в Индианаполис, пытать счастья в гонке Инди-500.
Когда в субботу стало ясно, что дождя не будет, Нанн начал срочный поиск пилота, который может сесть за руль его машины. Вариантов было не так много, но на глаза Нанну попался его бывший пилот Икс, приехавший на гонку в качестве обычного зрителя со своей женой. Мо провёл молниеносные переговоры, в результате которых Икс, неожиданно для самого себя, принял участие в квалификации – причём, ему пришлось использовать шлем Регаццони. Более того – он показал 17-е время и вышел на старт!
Среди непрошедших квалификацию, помимо Регаццони, оказался Хараль Эртл на Hesketh и все четыре пилота на машинах March – как заводских, так и частных. В их числе и опытный Артуро Мерцарио, что только оттенило глубину кризиса, в который попала команда Макса Мосли. Хуже всего, что травму получил Ян Шектер – у него тоже обнаружили перелом ребра.
В воскресенье небо затянули тучи, но серьёзной угрозы дождя к моменту старта не было. Сюрприз участникам подготовили не облака, а организаторы, объявившие запрет на обгоны от старта до первого поворота! Учитывая, что в Монако это едва ли не единственный момент гонки, когда обгон действительно реален, участники восприняли новость без энтузиазма. И дружно проигнорировали запрет.
Шектеру стартовал лучше Уотсона и ещё до первого поворота захватил лидерство. Позади них Штук обогнал Петерсона, а Андретти – Масса. Организаторы быстро поняли тщетность своих усилий и не предприняли никаких действий. Протесты тоже никто подавать не стал.
В те времена, когда пит-стопов не было, гонки в Монако зачастую получались очень скучными. И это был как раз тот случай – Шектер лидировал от первого круга до последнего. Нельзя сказать, что успех оказался незаслуженным – Джоди был быстр, не допускал ошибок, пилотировал свой Wolf очень уверенно, благодаря чему одержал вторую победу в сезоне.
Позади него главным (если не сказать единственным) возмутителем спокойствия стал Лауда. На старте он остался шестым, но уже на 10-м круге отказали тормоза на машине Петерсона, и Ники поднялся на пятую позицию. На 19-м оказался ещё выше, благодаря короткому замыканию на машине Штука.
Уже через круг Лауда был вплотную за Ройтеманом. Пропускать напарника Карлос, разумеется, не собирался, но Ники и не думал отступать. Несколько кругов подряд две Ferrari сражались между собой, едва не доведя до инфаркта спортивного директора Скудерии Роберто Носетто, но на 26-м круге Лауда всё же опередил Ройтемана перед Sainte-Dévote.
За время их борьбы пара Шектер-Уотсон оторвалась на 10 секунд. На свободной трассе Ники с энтузиазмом бросился в погоню. Ройтеман поддерживать его темп не смог, но и удерживать четвёртую позицию ему никто не мешал – претендовавший на неё было Хант сошёл из-за отказа мотора.
К 38-му кругу Лауда сократил отставание до шести секунд, тогда как Ройтеман проиграл 16. Тормоза на машине Уотсона работали всё хуже, так что он начал постепенно отставать от Шектера. К 42-му кругу Ники догнал пилота Brabham, а на 45-м вышел вперёд – второй обгон на трассе, где обгонять почти невозможно. Шектер, однако, к этому моменту вновь успел оторваться на 10 секунд.
Отыграть это отставание Ники не пытался, считая эту задачу невыполнимой. Темп лидеров был примерно равным, так что отрыв барражировал в районе 11-13 секунд. На последних кругах Шектер сбросил скорость, что позволило Ники приблизиться к лидеру – на финише их разделили всего 0,09 секунды. Но такой отрыв создаёт обманчивое ощущение – никакой реальной борьбы за победу между пилотами не было.
Что касается Уотсона, то сражение с Шектером и Лаудой стоили ему дорого – вскоре после потери второй позиции на его Brabham отказала коробка передач и североирландец сошёл. На третье место поднялся Ройтеман, для которого гонка получилась очень скучной. Очки также заработали Масс, Андретти и пилот Shadow Алан Джонс.
Вторым пилотом Shadow в этой гонке был молодой итальянец Рикардо Патрезе. Для него гонка в Монако стала дебютом в Формуле 1, и никто не мог предположить, что впереди у Патрезе ещё 256 Гран При. Однако свою первую гонку он закончил, хоть и с кругом отставания, на девятом месте. Сразу позади него финишировал Жаки Икс, ещё в пятницу не собиравшийся участвовать ни в каких Гран При.
Шектер одержал свою шестую победу, вторую для Wolf и юбилейную, 100-ю для моторов Cosworth. Важнее всего то, что благодаря этому успеху он заметно укрепил лидерство в личном зачёте. Теперь уже никто не считал Джоди случайным лидером чемпионата – стало ясно, что в этом сезоне с маленькой командой Вальтера Вольфа и её южноафриканским пилотом придётся считаться.
Читайте также
- Возвращение “Инди Лайтс”, аншлаг в ЮСФ2000 и трио претендетов в “Инди Про 2000”. Превью сезона младших серий “Индикара”
- Появится ли в Кубке команда Дэйла Эрнхардта-младшего?
- Дорога к “Индикару” 2021
- Время Икс. Вторая жизнь легендарного “Косуорт DFV” за океаном
- Уход за памятниками из гранита: основные правила