Нидерланды’69: Безвоздушное пространство

18.12.2018 1:13

Нидерланды’69: Безвоздушное пространство

После этапа в Монако должен был состояться Гран При Бельгии, но разгромный отчёт руководителя ассоциации пилотов GPDA Джеки Стюарта об уровне безопасности трассы в Спа привёл к серьёзному конфликту между администрацией автодрома и гонщиками. После того, как на сторону пилотов встали страховщики, гонку пришлось отменить.

Таким образом, перерыв между третьим и четвёртым этапом, который теперь должен был пройти в Зандфорте, составил целый месяц. Уже когда команды приехали в Нидерланды, паддок облетела шокирующая новость – компания Ferrari продана концерну FIAT. Не последнюю роль в этом сыграли расходы, которые она несла на участие в Формуле 1.

О тяжёлой финансовой ситуации в знаменитой компании всем было известно, и предложения о продаже Ferrari поступали Энцо не раз. Но зная независимость Комендаторе, мало кто верил, что он согласится. Как не согласился он следовать по пути Lotus и заключать рекламные контракты с производителями сигарет и алкоголя. «Пока я жив, мои машины не будут пить и курить!» – заявил Феррари.

В действительности сделку с FIAT тоже никак нельзя было назвать капитуляцией. Энцо продал лишь половину акций, оставив вторую половину себе – 40% должны были перейти FIAT только после его смерти, а ещё 10% он завещал своему незаконорожденному сыну Пьеру Ларди. А главное – по условиям сделки спортивное подразделение осталось под полным контролем Комендаторе.

Джеки Стюарт за рулём Matra MS80 на Гран При Нидерландов 1969 года

Тем временем в другой «классической» команде, BRM, ситуация также была далёкой от идеала. Лидер команды, Джон Сёртиз, в очередной раз весьма нелестно отозвался об управляемости своей P138, и даже пригрозил уйти, если не будут приняты меры. В ответ руководитель команды Тони Радд заявил: «У наших машин на 50 л.с. больше, чем у всех остальных, так что всё дело в том, что наши пилоты слишком медленны в поворотах!»

Чемпион 1964 года был, мягко говоря, возмущён этими словами. Конфликт удалось замять, но Сёртиз пилотировал P138 в последний раз. Этап во Франции команда пропустила, а уже в Великобритании дебютировала P139.

Помимо ситуации в чемпионате, предыдущий этап поставил перед участниками ещё одну проблему – на заседании CSI (Commission Sportive Internationale – международной спортивной комиссии FIA) в Монако были запрещены недавно появившиеся в Формуле 1 антикрылья. Однако запрет имел довольно общий характер, что именно под него подпадает, а что – нет, оставалось неясным.

Для конструкторов это решение стало шоком – ведь шасси 1969 года проектировались уже с расчётом на антикрылья. Без них машины становились слишком опасными. Однако вплоть до окончания Гран При Нидерландов никаких разъяснений командам получить так и не удалось. И лишь после гонки появились новые инструкции, вернувшие антикрылья в Формулу 1.

В Зандфорте сразу две команды экспериментировали с ещё одной новинкой, грозившей совершить революцию в Формуле 1. Команда Lotus помимо обычных моделей 49B привезла в Нидерланды также две машины с индексом 63. Их главной особенностью был полный привод. Аналогичное решение испытывали в Matra с MS84.

Грэм Хилл за рулём экспериментальной полноприводной Lotus 63 на Гран При Нидерландов 1969 года

В конечном счёте, ни одна из полноприводных машин на старт не вышла. Грэм Хилл опробовал Lotus 63, но пришёл к выводу, что для гонок она ещё слишком сырая. Его напарник Йохен Риндт отказался даже от пробного заезда. А заявленный за Lotus на этот этап Марио Андретти, только что выигравший Инди-500, в итоге вообще не приехал. В Matra Джеки Стюарт также оценил полноприводную версию без восторга. Укротить новинку пытался Бельтуаз, но проигрыш трёх секунд на круге оставлял не так много пространства для манёвров.

Первые тренировки в четверг продемонстрировали очевидное превосходство Matra и Джеки Стюарта. Причина в разной трактовке запрета на антикрылья – в Lotus убрали практически все аэродинамические элементы, за исключением дефлекторов, тогда как в Matra (и многих других командах) оставили элероны и стабилизаторы.

Колин Чепмен быстро понял свою ошибку и спешно вылетел в Англию. Элероны были там изготовлены всего за одну ночь, и уже в пятницу утром установлены на машины Lotus. И вовремя – ведь уже во второй половине дня в Зандфорте начались дожди, и улучшить время оказалось невозможно.

Разумеется, установка элеронов в условиях запрета на антикрылья вызвала много споров – каждый подозревал другого в нарушении регламента. Утром в пятницу протест на решение Lotus подал Кен Тиррелл, но стюарды его отклонили. Во второй половине дня сожаление относительно происходящего выразили в Ferrari, призвав CSI прояснить ситуацию. В итоге на старт с элеронами вышли только три команды – Lotus, Matra и Brabham.

Сильвио Мозер, Крис Эймон, Брюс Макларен и Джек Брэбэм ведут борьбу на Гран При Нидерландов 1969 года

Лучшее время в квалификации осталось за Риндтом – он опередил Стюарта всего на 0,29 секунды. Грэм Хилл оказался третьим, но проиграл более секунды. Некоторым утешением для него стало то, что опробованная под дождём полноприводная версия продемонстрировала очевидный потенциал – в таких условиях её время было лучшим. С четвёртой позиции стартовала Ferrari Криса Эймона. Новозеландец был последним из тех, кто уступил Риндту менее двух секунд.

Гонка в Нидерландах проходила в субботу, 21 июня, но, откровенно говоря, даже с учётом продажи Ferrari компании FIAT, которая официально состоялась именно в этот день, шансов стать главной новостью у неё не было. Ранним утром в тот день очень далеко от Зандфорта, Голландии и даже от Земли произошло куда более важное событие – человек впервые ступил на Луну. Нил Армстронг произнёс свою знаменитую фразу про «маленький шаг для человека, и большой – для человечества», и вряд ли кто-то мог в этот день сделать шаг больше. Но Формула 1 хотя бы попыталась.

Может быть, Хилл и проиграл Риндту в квалификации секунду, но старт уверенно выиграл, захватив лидерство. Однако Риндт был этим так раздосадован, что начал штурмовать позиции напарника в крайне агрессивной манере. На третьем круге австриец просто выдавил Грэма на траву и умчался вперёд. Через два круга Хилла опередил и Стюарт, но соперничать в скорости с Риндтом он не мог.

Тем временем из середины пелотона совершал настоящий прорыв Йо Зифферт на клиентской Lotus. После первого круга он был только девятым, но уже на втором опередил Кариджа и Брэбэма, на шестом Макларена, на седьмом Эймона, а на восьмом Халма. Догнать и опередить Хилла оказалось более сложной задачей, но к 14-му кругу он справился и с ней.

Джеки Стюарт на подиуме Гран При Нидерландов 1969 года

Спустя ещё три круга третье место Зифферта превратилось во второе. На этот раз ему даже не пришлось никого обгонять – в конце 16-го круга лидировавший Риндт заехал в боксы, так как его Lotus издавала зловещие звуки. Быстро стало ясно, что продолжить гонку австриец не сможет – сломался шарнир привода.

Вопрос о победителе таким образом был снят. Джеки Стюарт уверенно лидировал, Йо Зифферт ехал вторым на почтительном расстоянии. Третье место занимал Хилл, но и его Lotus не выдержал темпа гонки – на 27 круге Грэм вынужден был свернуть в боксы из-за поломки передней подвески. Машину удалось починить, но Хилл потерял на этом два круга и лишился шансов на высокий результат.

На третье место поднялся Халм, и несмотря на атаки Эймона, Икса и Брэбэма, сохранял его почти до самого конца гонки. Лишь на 83-м круге, когда на McLaren Денни упало давление топлива, он пропустил Эймона. А вот два Brabham Икса и Брэбэма удерживал позади до самого финиша.

Стюарт одержал третью победу в сезоне – он и его команда Matra International стали очевидными фаворитами чемпионата. С другой стороны, второй подряд подиум Зифферта подчеркнул, что даже клиентские шасси Lotus очень быстры. Подиум Эймона принёс первые очки Ferrari, но было ясно, что в этом сезоне поучаствовать в борьбе за титулы Скудерия не сможет.

Источник