Палмер: Хотелось бы меньше штрафов за острые поединки

11.10.2018 0:32

Палмер: Хотелось бы меньше штрафов за острые поединки

Бывший гонщик Формулы 1, эксперт BBC Sport Джолион Палмер подвёл итоги гонки в Сузуке и рассуждал о системе штрафов в Формуле 1...

После уик-энда в Японии борьба в чемпионате для Ferrari и Себастьяна Феттеля почти закончилась. В Сузуке команда и гонщик вновь допустили ошибки, а Феттель оказался замешан в гоночном инциденте. Теперь он уступает Льюису Хэмилтону 67 очков, их сражение за титул может завершиться уже через две недели в Остине.

Но столкновение Феттеля и Ферстаппена – не единственный спорный инцидент в Японии.

Для Феттеля всё пошло не так, когда после короткого дождя в Ferrari решили в конце квалификации выпустить обоих гонщиков на промежуточной резине, хотя асфальт почти полностью высох. В результате, они оказались в условиях прессинга, ведь снова приближался дождь. Феттель ошибся и квалифицировался только девятым. Когда в гонке приходится отыгрываться, всегда есть риск, что что-то пойдет не так. Так и получилось.

Гонщик Ferrari попытался опередить Ферстаппена в Spoon, атакуя по внутреннему радиусу. Произошёл контакт и машину Феттеля развернуло – второй раз за четыре гонки. Я понимаю логику Феттеля. У него был хороший темп, он попробовал проехать по внутреннему радиусу, где оставалось место. Возможно, стоило действовать осторожнее, ведь он боролся за титул.

Перед уик-эндом Себастьян уступал 50 очков, а поскольку Хэмилтон лидировал в гонке, у Феттеля не было времени на осторожность. Нужно было действовать. Он стремительно приближался к Ферстаппену – в конце прямой у Макса заканчивался заряд батареи. Попытка проехать по внутреннему радиусу была инстинктивной, но ничего не получилось.

Если бы Себастьян подождал, пока они проедут Spoon, то получил бы отличный шанс обогнать в шикане в конце круга, где гораздо привычнее отыгрывать позиции. Уверен, сейчас Феттель так бы и поступил, но принятое за доли секунды решение разрушило его гонку. В этом году подобное происходит часто. Феттель многое потерял из-за ошибок при неверной оценке ситуации. Гран При Германии и Италии – отличный тому пример.

Ферстаппен тоже виноват в инциденте. Глупо утверждать после гонки, что в том повороте нельзя обгонять – Феттель уже доказал обратное, опередив там многих других соперников, в частности Haas F1 Романа Грожана в борьбе за шестую позицию.

Голландец утверждал, что оставил Феттелю место, но на самом деле – нет, хотя видел, что Себастьян приближается. Немцу было некуда ехать на апексе, он мог только атаковать поребрик, а это могло дестабилизировать машину и отбросить его в сторону Ферстаппена.

В итоге машину Ferrari развернуло, а Ферстаппен уверенно продолжил гонку и финишировал третьим. Но всё могло пройти иначе – как и в случае с инцидентом между Хэмилтоном и Феттелем во второй шикане в Монце. Тогда машину Феттеля развернуло, Хэмилтон выиграл, и это стало поворотным моментом сезона. В Сузуке могло развернуть Red Bull Racing, а Себастьян поднялся бы на подиум. И это всё равно признали бы гоночным инцидентом, и Макс мог бы винить только себя.

В FIA не стали наказывать гонщиков – в этом случае всё правильно, но некоторые другие инциденты вызвали вопросы к работе стюардов в современной Формуле 1.

Что касается Феттеля, за четыре гонки до конца сезона он уступает Хэмилтону 67 очков, для него борьба за титул закончилась. Учитывая недавний прогресс Mercedes, у британца отличные шансы завоевать титул на следующей неделе в Остине. Летом мало кто мог себе такое представить, но Феттель и Ferrari растеряли свои шансы столь же быстро, как в 2017-м.

В Японии за несколько кругов Ферстаппен поборолся с обоими гонщиками Ferrari. До столкновения с Феттелем у него произошёл инцидент с Райкконеном на первом круге. Под прессингом со стороны Кими, Макс нажал на тормоза, заблокировал переднее правое колесо, срезал поворот и подпрыгнул на поребрике, когда возвращался на трассу. Возникла недостаточная поворачиваемость и он вынудил Райкконена проехать ещё шире, вытеснив его за пределы трассы.

За это Ферстаппена справедливо наказали 5-секундным штрафом. Он выехал за пределы трассы и опасно на неё вернулся – технически стюарды были правы. Но он совершено не согласен со штрафом, о чём говорил в радиообмене.

Ферстаппен второй раз за четыре гонки получил пятисекундный штраф. Первый – за то, что вытеснил Валттери Боттаса с трассы в первом повороте Монцы – тоже в борьбе за третье место. Тогда это стоило ему подиума. Сейчас, к счастью для Макса, Ferrari Райкконена была недостаточно быстра – возможно, из-за серьезных повреждений, поэтому Ферстаппен сохранил свой подиум.

После Гран При Великобритании я написал в своей колонке, что столкновение Райкконена и Хэмилтона в третьем повороте в Сильверстоуне можно считать гоночным инцидентом, ведь оно произошло на первом круге, а в плотной борьбе неизбежны контакты. Я думаю, что в этом случае произошло то же самое. Но здесь есть серая зона, а подход к подобным инцидентам в Формуле 1 изменился за последние несколько лет.

Одним из лучших поединков в Формуле 1 была борьба Фелипе Массы и Роберта Кубицы в 2007 году на последнем круге дождевой гонки в Фудзи. Они полкруга проехали рядом, заставляя друг друга полностью выкладываться, часто выезжая за пределы трассы и опасно возвращаясь на траекторию. В итоге в зоне безопасности финального поворота Масса не снял ногу с педали газа и сохранил позицию на отрезке до финишной прямой. Однако это сражение было настолько напряженными и интересным, что никто не обратил внимания на нарушения. Спустя 10 лет, такая же борьба привела бы к многочисленным штрафам. Прежде всего, за то, что вытеснил соперника с трассы, затем – за опасное возвращение на траекторию и наконец – за получение преимущества за счёт того, что выехал за пределы трассы. По правилам, штрафов должно быть столько.

И это доказал инцидент между Алонсо и Строллом, за который оба получили штраф. Лэнс вытеснил Алонсо за пределы трассы и заслужил наказания. В последней шикане Фернандо не стал снимать ногу с педали газа, довольно долго проехал по траве и вернулся на трассу далеко впереди. Да, по правилам, он получил преимущество, выехав за пределы трассы, но его вытеснили, и он обогнал только того гонщика, который спровоцировал этот инцидент. По-моему, слишком жестоко наказывать за это Алонсо.

Я сомневаюсь, что Ферстаппен намеренно вытеснил Райкконена с трассы, и это важно. Так получилось – он оказался в том месте, поскольку проехал по поребрикам.

В Формуле 1 штрафуют за гораздо более мелкие нарушения, которые оживляют Гран При и создают отличные поединки, но обходятся без серьезных последствий. Но Кевин Магнуссен на Haas F1 избежал штрафа за опасный маневр на прямой, когда заблокировал Шарля Леклера. Пользуясь слипстримом, Шарль быстро догонял Кевина, а как только сместился вправо для обгона, Магнуссен тоже резко повернул – и Леклер не смог избежать столкновения.

В FIA посчитали, что Магнуссен не отреагировал на манёвр Шарля, а сместился с ним практически одновременно. Но Кевин это сделал слишком поздно. Если хочешь защитить позицию, надо сместиться внутрь раньше и дать сопернику время отреагировать и проехать по внешнему радиусу. Это честная борьба.

Я уверен – Кевин знал, что делает. Он видел в зеркалах, что Шарль приближается, и ждал до последнего, чтобы либо ему помешать, либо вынудить его выехать за пределы трассы, как это сделал Хэмилтон с Феттелем во втором повороте в Сочи. Здесь Кевин неправильно оценил ситуацию, сместился слишком поздно и слишком резко, а в итоге поставил крест на своей гонке и всё испортил Леклеру.

По-моему, в спорных инцидентах надо давать больше свободы. В 2018-м в Формуле 1 не так много обгонов или сражений на трассе, не стоило штрафовать гонщиков, едва они начинали плотную борьбу. Но я считаю странным отсутствие штрафа для Магнуссена, когда он в последний момент сместился на прямой на скорости за 300 км/ч, спровоцировав аварию.

У стюардов сложная работа, всегда будут те, кто недоволен их решениями, независимо от того, получили гонщики штраф или нет. Но мне хотелось бы, чтобы стало меньше штрафов за острые поединки, которые иногда случаются.

Источник