Росс Браун подводит итоги сезона
Росс Браун, спортивный директор Формулы 1, прокомментировал наиболее важные события и главные итоги завершившегося сезона, выразив надежду, что чемпионат 2019 года будет не менее интересным.
Ещё свежи воспоминания о том, как Льюис Хэмилтон, Себастьян Феттель и Фернандо Алонсо крутили «пончики» на трассе в Абу-Даби – по-моему, это стало очень яркой и эмоциональной концовкой напряжённого и богатого на события сезона.
Чемпионат завершился победой Льюиса, хотя, вероятно, завоевать этот титул ему было сложнее, чем любой из четырёх предыдущих, и однозначно сложнее, чем те три, что были добыты вместе с Mercedes до этого.
Впервые в годы гибридной эры этой команде пришлось бороться с соперником, который казался сильнее: особенно уверенно Ferrari выступала в первой половине сезона. Но Хэмилтон за весь год не допустил, пожалуй, ни единой ошибки, выигрывая не только те гонки, в которых он был фаворитом, но и те, когда оппозиция была сильнее, а это почерк настоящего чемпиона.
В Австрии Льюис сошёл с дистанции, но статистика его последующих выступлений впечатляет: 8 побед, 2 вторых места и одно 3-е. Как ни странно, титул он обеспечил себе в Мексике, хотя это была единственная гонка после австрийского этапа сезона, где он не поднялся на подиум.
Как всегда, Льюис всё делал по-своему, доказав, что может выигрывать титулы и ставить рекорд за рекордом, совершенно не меняя своего стиля жизни. Как поётся в старой песне My Way, ставшей бессмертной благодаря Фрэнку Синатре: «Я жил полной жизнью, прошёл все дороги, не пропуская ни одной, и даже более того – я делал это по-своему».
Пятый титул Хэмилтона напрямую связан с тем, что его поддерживала великолепная команда. Mercedes в пятый раз подряд достался Кубок конструкторов, а это невероятное достижение, учитывая, сколь высок уровень конкуренции в Формуле 1.
Когда вы побеждаете на протяжении столь долгого времени, легко поддаться соблазну почивать на лаврах. Это почти неизбежно, и уберечься от этого можно, только если постоянно поднимать планку всё выше. Выиграть Кубок конструкторов более пяти раз подряд удалось только Ferrari в те времена, когда за неё выступал Михаэль Шумахер, и мне выпала честь быть техническим директором Скудерии, когда она в шестой раз одержала победу в командном зачёте.
Но команде, которой руководит Тото Вольфф, удалось не допустить панических настроений, когда стало понятно: для того, чтобы одолеть Ferrari, недостаточно просто идеально работать, придётся приложить больше усилий, чем предполагалось изначально.
Если всё-таки говорить о минусах, то в минувшем сезоне к ним приходится отнести результаты Валттери Боттаса, у которого в этом году хватало сложностей. Кроме того, ему просто не везло. У него были возможности бороться за победы, но либо из-за невезения, как в Баку, или из-за применения командной тактики, когда для Mercedes было важно добиться максимального результата, выиграть гонку Валттери не удалось.
Когда кто-то упускает победу в чемпионате, которая казалась вполне достижимой, неизбежно начинаются вопросы: что пошло не так? Если речь о Ferrari, то для итальянцев это уже вопрос национального масштаба. Я десять лет отработал в Маранелло и лично это наблюдал.
Ferrari упрекают за то, что в обоих зачётах чемпионата она заняла только второе место, хотя в команде должны быть в какой-то мере довольны: в 2016-м они уступали Mercedes секунду на круге, но за два года смогли ликвидировать этот отставание.
Кадровые перестановки в руководстве технического департамента, проведённые по настоянию Серджио Маркионне, принесли свои плоды, мы увидели новые лица, но ещё важнее то, что всё это позволило перестроить работу команды и повысить боевой настрой. В этом сезоне гонщики Ferrari одержали шесть побед и шесть раз стартовали с поула – последний раз подобные результаты команда из Маранелло показывала лет десять назад.
Себастьян Феттель был достойным соперником Хэмилтона, но в отличие от британца не смог выиграть все гонки, в которых должен был победить, уж не говоря о тех, в которых он не считался фаворитом.
Кими Райкконен провёл хороший сезон, не раз показывал прекрасные результаты и примерно соответствовал тем ожиданиям, которые с ним связывались. В этом году завершился второй период его сотрудничества с Ferrari, и теперь он готовится поменяться местами с Шарлем Леклером, который, выступая за Sauber, стал новичком года. Молодой гонщик из Монако действительно произвёл прекрасное впечатление – он талантливый и очень быстрый, но теперь ему предстоит сделать серьёзный шаг вперёд. Я уверен, его переход в Ferrari придаст новый импульс этой команде, а у Феттеля в следующем году появится дополнительный стимул.
Впервые с начала гибридной эры команда Red Bull в этом сезоне выиграла четыре гонки, однако результаты были недостаточно высокими, чтобы продолжать сотрудничество с Renault в качестве поставщика двигателей или убедить Даниэля Риккардо остаться в команде.
В любом случае, результаты в 2018 году варьировались от приемлемых до хороших, хотя при этом было слишком много проблем с надёжностью, и особенно это сказалось на Риккардо.
Австралиец одержал две прекрасные победы – в Шанхае и Монако, но во время летнего перерыва было объявлено о том, что в конце сезона он расстанется с Red Bull. В то же время команда предприняла весьма смелый шаг: завершается 12-летний период сотрудничества с Renault, которое в прошлом позволило добиться впечатляющих успехов, но в годы гибридной эры было уже далеко не столь эффективным, и с 2019-го на машинах, построенных в Милтон-Кинсе, будут стоять двигатели Honda.
Таким образом, для неё начнётся новый цикл, и ключевую роль в команде будет играть Макс Ферстаппен. Голландец здорово провёл сезон, особенно его вторую половину, когда только Хэмилтон заработал больше очков, чем он.
Максу только 21 год, но он уже демонстрирует класс, достойный ветерана, и невероятный талант, так что в следующее десятилетие мы увидим, как он станет одним из главных героев Формулы 1. Ему ещё предстоит расти и становиться более зрелым профессионалом, чтобы в будущем избавиться от нелепых ошибок и научиться контролировать эмоции, что ему пока не всегда удаётся, как мы недавно видели в Интерлагосе. Однако пока ему не доводилось бороться за титул, ведь в такой ситуации важно уметь работать головой так же хорошо, как и правой ногой.
Его напарником в 2019-м будет Пьер Гасли, который чуть его старше и в этом году провёл свой первый полный сезон в Формуле 1. Это ещё один смелый шаг, предпринятый Хельмутом Марко и Кристианом Хорнером, который меня радует: посмотрим, как всё сложится в следующем сезоне.
Когда в 2017-м году было объявлено о внедрении системы Halo, мнения разделились. Даже её название вызывало немало споров!
Систему критиковали и болельщики, и люди, имеющие непосредственное отношение к нашему спорту. Однако теперь даже самые ярые её критики были вынуждены признать, что это было правильным шагом.
Применение Halo началось с Ф1 и Ф2, но постепенно её будут внедрять во всех «формульных» сериях, которые проводятся под эгидой FIA. Halo весьма позитивно показала себя в авариях с участием Шарля Леклера в Спа, Маркуса Эриксона в Монце и Тадасуке Макино, гонщика Формулы 2, в Барселоне. Все эти гонщики избежали травм. Кроме того, в минувшее воскресенье в Абу-Даби произошла яркая авария с участием Нико Хюлкенберга, и мы увидели, что система эффективно сработала при перевороте машины.
Безопасность – непреложный приоритет, и у FIA есть право на этом настаивать. Мы не можем всё время полагаться на удачу, как это было в случае с юной гонщицей Ф3 Софией Флёрш, которая чудесным образом уцелела после того, как её машина в прямом смысле улетела в барьеры во время Гран При Макао. На билете на любые гонки написано, что автоспорт – небезопасное дело, но все кто имеет к нему отношение должны делать всё возможное, чтобы свести риск к возможному минимуму.
Как всегда, последний этап сезона – это время расставаний. В Абу-Даби мы попрощались с Фернандо Алонсо, одним из лучших гонщиков последних двух десятилетий. Я отлично его знаю, хотя и не работал с ним в одной команде, но мы много лет соперничали, я мне очень грустно, что он решил уйти из Формулы 1.
Не думаю, что Фернандо добился того успеха, которого заслуживал его талант, отчасти потому, что ему, похоже, никогда не удавалось оказаться в правильной команде в нужное время, однако он всегда стоял на своём и брал на себя ответственность.
Всем будет его не хватать, ведь все гонщики, тем более – лучшие из них, знают, насколько важно бороться с достойным соперником. Думаю, именно поэтому Льюис Хэмилтон и Себастьян Феттель выступили в роли почётного эскорта, сопровождая машину испанского чемпиона на трассе в Абу-Даби после Гран При: они проехали по старт-финишной прямой, после чего устроили зрелищное шоу.
В прошлом между ними и Фернандо часто возникали разногласия, но в минувшее воскресенье для них было важно выразить своё уважение сопернику. После финиша гонки все три чемпиона, вместе выигравших 13 титулов, крутили «пончики», и все, кто был свидетелем этого момента, запомнят его надолго.
Читайте также
- Возвращение “Инди Лайтс”, аншлаг в ЮСФ2000 и трио претендетов в “Инди Про 2000”. Превью сезона младших серий “Индикара”
- Появится ли в Кубке команда Дэйла Эрнхардта-младшего?
- Дорога к “Индикару” 2021
- Время Икс. Вторая жизнь легендарного “Косуорт DFV” за океаном
- Уход за памятниками из гранита: основные правила