США'75: Let's get ready to rumble

23.12.2018 0:46

США'75: Let's get ready to rumble

В семидесятые годы сезон традиционно завершался «североамериканским турне» – гонками в Канаде и США. Таким же был календарь и в 1975 году, но из-за разногласий между набиравшей силу FOCA под предводительством Берни Экклстоуна и организаторами Гран При Канады этап в Моспорте не состоялся.

На определение победителя чемпионата это никак не повлияло – Ники Лауда и его команда Ferrari гарантировали себе титулы ещё на предыдущем этапе в Италии. Однако сокращение «турне» привело к снижению интереса к нему со стороны участников – поездка за океан обходилась по меркам тех лет недёшево, а призовой фонд стал значительно меньше.

Команды BRM, Surtees и Maki в Уоткинс-Глен не приехали, Hesketh, Embassy Hill и Ensign выставили только по одной машине, а March – две вместо привычных в последнее время трёх. Некоторые освободившиеся пилоты всё же вышли на старт. Пилот Surtees Джон Уотсон сел за руль Penske – команда впервые вернулась в Гран При после гибели их единственного пилота Марка Донохью в Австрии. Выступавшая за March Лелла Ломбарди благодаря своим спонсорам получила место в команде Фрэнка Уильямса, став 10-м пилотом команды за сезон.

После гибели Франсуа Севера в 1973-м и Хельмута Койнигга в 1974-м в скоростной связке Esses организаторы, наконец, приняли меры для повышения безопасности. В обоих случаях причиной смерти были неправильно установленные барьеры Armco, из-за чего удар приходился в голову пилота, а не в машину. Но вместо того, чтобы переделать их, на автодроме установили перед Esses дополнительную шикану, чтобы снизить скорости. Её прозвали «шиканой Шектера», так как именно южноафриканец предложил это решение первым.

Конфигурация трассы Уоткинс-Глен 1975 года, с шиканой. Изображение Wiki

Шикана никому из пилотов не понравилась – мало того, что она портила конфигурацию, так ещё и поребрики там оказались настолько высокими, что атаковать их было решительно невозможно. Выбора, впрочем, не было, поправить оказалось ничего нельзя. Одной из жертв поребриков оказался Витторио Брамбилла, после чего механики восстанавливали его March на протяжении 36 часов. Правда, перед этим итальянец умудрился показать лучшее на тот момент время, которое Лауде удалось превзойти только к концу дня.

Лауда завоевал очередной, девятый за сезон поул, что стало новым рекордом. Около трети секунды ему уступил Эмерсон Фиттипальди, ещё столько же – Карлос Ройтеман на Brabham. Четвёртым оказался Жан-Пьер Жарье – француз решил отказаться от мотора V12 Matra на своём Shadow и вернуться к V8 Cosworth, что незамедлительно принесло ему успех. Пятое время показал Марио Андретти, а Брамбиллу в итоге отодвинули на шестое место.

Одним из самых запоминающихся моментов квалификации стала авария Бретта Ланджера. Его Hesketh высоко подлетела в воздух, но приземлилась на колёса и не получила фатальных повреждений, так что американец смог квалифицироваться 18-м и вышел на старт.

В воскресенье события развивались стремительно, причём ещё до старта гонки. Утром на warm-up на новой Penske PC3 Уотсона возникли серьёзные проблемы с электрикой, исправить которые до гонки было уже невозможно. Чтобы выйти на старт, Роджер Пенске приказал срочно реквизировать PC1, выставленную в качестве демонстрационной машины на трассе, и подготовить её к гонке. Настройки, правда, остались прежними, под Гран При Франции в Ле-Кастелле…

Авария Бретта Ланджера на квалификации Гран При США 1975 года

На разминке возникли проблемы с электрикой и на Williams Ломбарди. А незадолго до старта другой пилот команды, Жак Лаффит, перепутал флаконы с каплями для глаз и средством для протирки визора, брызнув им себе в глаза. С сильнейшей болью француза отправили в больницу – к счастью, серьёзных травм он не получил, но на старт не вышел. Лелла пыталась пересесть на шасси Лаффита, но его сидение совершенно не подходило миниатюрной итальянке, а на установку другого уже не было времени, так что обе машины Williams выбыли из гонки ещё до старта.

После столь бурного хода уик-энда можно было бы ожидать, что и гонка получится яркой, но это оказалось не совсем так. Лауда и Фиттипальди удержали свои позиции на старте, после чего легко оторвались от преследователей и всю гонку провели на первом и втором месте. Остальному пелотону пришлось сражаться максимум за третье место.

Поначалу его занимал Жан-Пьер Жарье на Shadow, но уже после трети дистанции сошёл из-за поломки подшипника в ступице переднего колеса. Брамбилла на старте пробился на четвёртую позицию, однако из-за сломанного крепления сиденье на его машине болталось, сильно затрудняя задачу гонщика, так что вскоре итальянец потерял пару мест.

Несмотря на то, что Фиттипальди не мог атаковать Лауду, он проигрывал лидеру совсем немного – всего около секунды. Так продолжалось до 19-го круга, когда пара догнала отстающего на круг Регаццони. Швейцарец быстро пропустил напарника, но заблокировал Фиттипальди и не пропускал его на протяжении нескольких кругов, игнорируя синие флаги. Когда, наконец, Эмерсон смог обогнать Клея, Лауда оторвался от него на 10 секунд.

Джеймс Хант на Гран При США 1975 года. Фото Уоткинс-Глен

В McLaren были возмущены поведением Регаццони и пожаловались стюардам. Главный стюард гонки Бёрдетт Мартин приказал показать швейцарцу чёрный флаг, после чего отправился на пит-лейн. Однако по пути столкнулся с руководителем команды Ferrari Лукой ди Монтедземоло, который прибежал к башне управления гонкой с весьма недвусмысленными намерениями. Словесной перепалкой стороны не ограничились – Монтедземоло толкнул Мартина и попытался ударить, после чего их пришлось разнимать.

В конечном счете, в Ferrari всё же зазвали Регаццони в боксы и сняли с дистанции – как утверждал Монтедземоло, «в знак протеста». Особенно нелепой ситуация выглядела из-за того, что никакой реальной необходимости в командной тактике не было – Фиттипальди всё равно не мог подобраться к Лауде на дистанцию атаки, так что Ники практически наверняка победил бы и без помощи напарника. Обратной стороной медали такой стратегии стал лучший круг гонки, показанный Фиттипальди на свободной трассе. Только этот круг не позволил Лауде завоевать «Большой шлем».

Тем временем сражение за третье место продолжалось. После схода Жарье его занимал Джеймс Хант, но на 33-м круге британца опередил второй пилот McLaren Йохен Масс. На Hesketh Ханта начались проблемы с тормозами, и ближе к концу дистанции ему пришлось пропустить ещё и Lotus Ронни Петерсона.

Отрывы, впрочем, были невелики, к тому же на машине Масса тормоза тоже работали всё хуже. На последних кругах его атаковал Петерсон, но неудачно. Ронни испортил шины на Lotus, на последнем круге не удержал машину на трассе и Хант смог вернуть себе четвёртую позицию. Одно очко за шестое место заработал Шектер.

Клей Регаццони на Гран При США 1975 года. Фото Ferrari

Сезон был окончен, но спустя полтора месяца пришла печальная весть – 29 ноября, возвращаясь в Англию после тестов в Ле-Кастелле, Грэм Хилл не справился с управлением своего самолёта Piper PA-23 при посадке в сложных условиях и потерпел катастрофу. Погиб не только сам Грэм, но и 23-летний пилот команды Тони Брайз, менеджер Рэй Бримбл, конструктор Энди Смоллмэн и два механика, Тони Олкок и Терри Ричард. Через несколько недель обезглавленная команда Embassy Hill прекратила своё существование.

Что касается драки между руководителем Ferrari и главным стюардом, то скандал замяли, хотя Монтедземоло не в первый раз распускал руки даже по ходу этого сезона. Так, на финише Гран При Монако он выскочил прямо на трассу, приветствуя победившего Ники Лауду, что, конечно, было запрещено. Один из маршалов пытался ему помешать, схватив за куртку, но Лука развернулся и набросился на того с кулаками.

Все эти истории сходили итальянцу с рук. Вот и после гонки в Уоткинс-Глен главным антигероем стал Регаццони, а не Монтедземоло. К примеру, в Times назвали действия швейцарского гонщика «вопиющим примером неспортивного пилотажа», а менее респектабельные издания использовали и куда более сильные выражения. Монтедземоло, как обычно, остался вне критики.

Источник