Виталий Петров: В мире слишком мало гоночных серий
Первый российский пилот Формулы 1, гонщик SMP Racing Виталий Петров в минувшие выходные стал гостем фестиваля Формулы Студент. Наш разговор мы тоже начали именно с этой категорий, а в итоге выяснили, что в мире за пределами Формулы 1 слишком мало интересных гоночных серий.
Вопрос: Виталий, в чём смысл проведения таких соревнований, как Формула Студент? Какое логическое развитие событий мы должны увидеть, для их участников, в первую очередь?
Виталий Петров: Подобные мероприятия дают этим ребятам шанс окунуться в мир автоспорта, в инженерию, в современные технологии. Кроме того, они могут сами выступать на этой технике, и понять, хотят ли двигаться дальше по этой стезе. Такого раньше не было.
Вопрос: Что это значит для российского автоспорта?
Виталий Петров: Тут надо понимать, что в автоспорте все друг за другом наблюдают. В Формуле 1 следят за пилотами не только в Формуле 2 или GP3, но ещё даже в картинге. И если кто-то видит талант, будь то молодой пилот или студент технического вуза, то ему дают шанс. Конечно, он тоже не должен сидеть на месте и ждать, что к нему придут и постучат в дверь. Но когда он отправляет свои анкеты, резюме в поисках работы, то участие в подобных проектах будет преимуществом. И, рано или поздно, ему это поможет.
Вопрос: Вы сами сейчас сосредоточены на гонках на выносливость, или готовы попробовать что-то иное?
Виталий Петров: Честно говоря, хочется, наконец, избавиться от неудач. В последние годы они меня преследуют постоянно. В 2016-м наша машина была недостаточно хороша. В 2015-м я не выступал. В 2014-м был DTM, и мне не хватило тестов, чтобы разобраться в этой машине. Одного года недостаточно, чтобы вкатиться в этот чемпионат. Может быть, было бы лучше, если бы я там остался, потому что я знал о готовящихся изменениях в регламенте и понимал, что обновлённая машина подойдёт мне больше.
Хотя, машины LMP1 и LMP2 моему стилю достаточно близки. Мне нравится выступать в LMP1, это хорошая техника, пусть даже её приходится делить с другими. Единственная вещь, которая мне сейчас не нравится – это то, что, выходя на старт, ты уже знаешь, что не можешь претендовать на победу. Это, конечно, расстраивает.
То же самое было в 2016-м году. Ещё в начале сезона я сказал Кириллу Ладыгину и Виктору Шайтару, что нашим единственным шансом на подиум будет гонка в Ле-Мане. Они мне не верили, но фактически ведь так и получилось. Потому что по скорости мы проигрывали на каждом круге слишком много. Так что хочется, чтобы машина была способна на большее.
Вопрос: А что для этого нужно?
Виталий Петров: В первую очередь – разобраться с собственными проблемами, не упускать те шансы, что нам выпадают. Потому что в том же Сильверстоуне, где дисквалифицировали машины Toyota, мы могли даже победить. Но поломки не позволили нам это сделать. А организаторы должны как-то выровнять ситуацию – ускорить нас или замедлить Toyota. Потому что три секунды на 5-6 километровых трассах – это слишком много. В итоге в Toyota могут беречь ресурс машины, не «крутить» лишний раз мотор, использовать его всего лишь процентов на 70, благодаря чему минимизируют риск поломки. Хочется более справедливой борьбы.
А ещё – чтобы удача была на нашей стороне. Потому что в том же Blancpain нам слишком часто не везёт. Честно говоря, я вообще этот чемпионат с трудом понимаю. У тебя есть скорость, машина позволяет бороться. Но когда ты на шестикилометровой трассе едешь попытку в квалификации, и одновременно с тобой едут ещё 60 машин – это перебор. Потому что у тебя только один быстрый круг – больше резина не выдержит. Но когда упираешься в соперника, он тебя не пропускает. И вот вроде бы ты и твой напарник ехали быстро, а потом из-за трафика вдруг проигрываешь секунду. Честно говоря, это несколько неспортивно и лично для меня – неинтересно. Можно же разделить пилотов на группы, например. Но они позиционируют свой чемпионат как любительский, и менять ничего не хотят.
Вопрос: Может быть, настало время попробовать что-то новое? Что бы вы хотели?
Виталий Петров: Попробовать мне интересно всё – например, Формулу E. Пока не попробуешь – не узнаешь, как там. Может быть, не всем нравятся электромоторы, но нужно понимать, что за ними будущее, а конкуренция в этом чемпионате очень высокая, там много хороших пилотов. Что делает для меня этот чемпионат особенно привлекательным.
Вопрос: Вы делали какие-то шаги, чтобы туда попасть?
Виталий Петров: Я не делал пока никаких шагов, но, может быть, прямо сегодня напишу руководителю серии Алехандро Агагу, и бывшему владельцу команды Lotus Жерару Лопесу. Я за них выступал в прошлом, боролся за титул в GP2, у нас сохранились очень хорошие отношения. Они обещали помочь.
Вопрос: Тем более, что в эту серию приходит Mercedes, а у вас с ними давние отношения…
Виталий Петров: Да, может быть, и им напишу. Хотя, я со всеми в хороших отношениях, не только с Mercedes. Что ещё интересно – IndyCar. Там любопытная машина, было бы здорово узнать, как ведёт себя эта техника. Но я бы не хотел выступать на овалах, потому что не вижу смысла рисковать жизнью. В случае вылета ты просто ничего не сможешь сделать – авария Уикенса показала, к чему могут привести те защитные сетки, что установлены на их автодромах.
Да, они думают о безопасности зрителей, но проблема в том, что при ударе о сетку машина останавливается мгновенно. А это ведёт к тяжелейшим травмам для гонщика. Они могли бы поставить вместо сеток бронестёкла, чтобы машина не останавливалась, а скользила дальше, и это решило бы вопрос безопасности как для зрителей, так и для гонщиков.
Так быть, конечно, не должно. Я знаю, что в Формуле 1 многое делали и делают для безопасности. Раньше ты рисковал тем, что в тебя попадёт колесо. Теперь же, с системой Halo, и здесь ситуация значительно улучшилась. Машины Формулы 1 очень безопасны, я сам их не раз на себе проверял (смеётся).
Вопрос: Выходит, сейчас в мировом автоспорте не хватает какого-то чемпионата для опытных гонщиков?
Виталий Петров: Мне кажется, да. Нужен чемпионат, куда можно было бы прийти после Формулы 1. Было бы здорово, если бы вновь появился чемпионат, где выступали бы сборные стран – как была серия A1 Grand Prix. Я, правда, в ней поучаствовать не успел, но, мне кажется, было бы интересно попробовать. Пусть там будут не слишком дорогие машины, примерно уровня Формулы 2. Главное, чтобы пришли хорошие пилоты. Как получилось в Формуле E, куда очень много желающих попасть.
Я также думал поехать в Японию, в чемпионат Super Formula – там неплохая машина, похожа на Формулу 2. Да, пришлось бы учить трассы, но ничего страшного. С другой стороны, чемпионат LMP2 тоже достаточно интересный. На старт выходят 15-20 машин, примерно равные между собой. Конечно, шасси Oreca побыстрее остальных, но их используют многие, и когда борются между собой, гонки становятся интересными.
Вопрос: Вы там уже выступали в прошлом, за Manor. Готовы повторить этот опыт, или уже не хотите опускаться из LMP1 в низшую категорию?
Виталий Петров: Машина LMP1 сейчас практически Формула 1. Она хорошо ускоряется, отлично тормозит, у неё очень эффективная аэродинамика. Пока я выступаю там, особого смысла переходить в LMP2 я не вижу. Если же с LMP1 как-то будет не складываться, то почему нет? Там тоже отличные машины. Главное, чтобы напарники были хорошими. Потому что, к сожалению, ограничение на уровень пилотов в этой серии слишком жёсткое, и иногда обязательный Bronze или Silver просто не позволяет экипажу выступать на высоком уровне.
Читайте также
- Возвращение “Инди Лайтс”, аншлаг в ЮСФ2000 и трио претендетов в “Инди Про 2000”. Превью сезона младших серий “Индикара”
- Появится ли в Кубке команда Дэйла Эрнхардта-младшего?
- Дорога к “Индикару” 2021
- Время Икс. Вторая жизнь легендарного “Косуорт DFV” за океаном
- Уход за памятниками из гранита: основные правила