70 лет первого Кубка НАСКАР. Начало в Шарлотте

15.09.2019 2:19

70 лет первого Кубка НАСКАР. Начало в Шарлотте

В этом году Кубок НАСКАР, высший дивизион гонок сток-каров в США, празднует своё 70-летие. Fun Formula начинает цикл статей, в которых вспомнит о каждой гонке самого первого сезона этого чемпионата.

Строго говоря, нынешний НАСКАР уже имеет мало чего общего с теми гонками 70-летней давности, да и для болельщиков термин «сток-кар» уже в первую очередь ассоциируется с гонками на овалах, потеряв своё изначальное значение — автомобиль из салона, т.е. тот, который может купить каждый. Не говоря уже о том, что в 1949 году прошла далеко не первая гонка НАСКАР, ни, тем более, первый чемпионат.

Билл Франс (Bill France) занимался организацией гонок сток-каров ещё до Второй мировой войны и вернулся к этому занятию после неё, основав в итоге в начале 1948 года НАСКАР, на тот момент — всего лишь одну из многих гоночных ассоциаций США, занимавшихся организацией гонок сток-каров. Франс хотел сделать упор на гонки полностью серийных автомобилей, однако время для этого ещё не пришло — новые модели автопроизводители стали массово выпускать только в 1947 году, и большинство американцев всё ещё продолжали ездить на технике, сделанной в начале 1940-х. Поэтому в свой первый сезон под вывеской НАСКАР Франс и компания сосредоточились на гонках модифицированных сток-каров (да-да, «НАСКАР Модифайд» старше Кубка).

На 1949-й было решено добавить в программу и тогда популярные гонки родстеров, а также сделать попытку и всё же провести гонку для абсолютно серийных автомобилей — обычных семейных седанов, выпущенных после 1946 года. Местом дебюта был выбран «Броуард Спидвей», 2-мильный плоский овал, сооружённый на основе рулёжных дорожек аэропорта Форт-Лодердейла, штат Флорида, специально подготовленный к гонкам 23 января 1949 года. Гонка «НАСКАР Стриктли Сток» («strictly stock» на английском — тот, что доступен на рынке каждому, т.е. полностью серийный товар) предваряла центральную гонку модифицированных сток-каров на дистанцию в 100 миль и являла собой пятикруговой заезд, победу в котором одержал Ллойд Кристофер (Lloyd Christopher).

70 лет первого Кубка НАСКАР. Начало в Шарлотте

Месяц спустя история повторилась практически полностью: Билл Франс на всё том же «Броуард Спидвей» организовывал гонки, на этот раз 50-мильную для спортивных автомобилей и 100-мильную для родстеров, вновь включив в программу «стриктли сток». 10-мильный заезд в этот раз выиграл Бенни Джорджесон (Benny George­son) на «Бьюик», опередив Эдди Митчелла (Eddie Mitchell), выступавшего за рулём «Меркьюри».

Провести полноценную гонку для серийных седанов Франс решился только в мае, отреагировав на усиление конкурирующей организации Олина Брутона Смита NSCRA. Местом проведения был выбран грунтовый спидвей Шарлотты с длиной круга в 3/4 мили, открывшийся в июле 1948 года (сейчас на его месте частично расположена территория международного аэропорта Дугласа). Длина гонки была определена в 150 миль, призовой фонд был установлен в 5 тыс. дол., из которых две доставались победителю, а тысяча — финишировавшему вторым; датой была назначено 19 июня. Стартовое поле было ограничено 33 участниками, а принять участие в квалификационных заездах, проходящих накануне, мог любой желающий за рулём четырёхместного седана послевоенного модельного ряда американского производства. Любой желающий, кроме четырёх гонщиков, действия которых НАСКАР посчитал такими, что вредят автоспорту. Ими стали Маршал Тиг (Marshall Teague), у которого на должности казначея ассоциации возник конфликт с Франсом, а также Бадди Шумен (Buddy Shuman), Спиди Томпсон (Speedy Thompson) и Эд Сэмплс (Ed Samples), поведение которых на гонках модифицированных сток-каров НАСКАР было признано неприемлемым.

70 лет первого Кубка НАСКАР. Начало в Шарлотте

К радости Билла Франса, заявок было подано больше, чем 33, однако архивы сохранили имена лишь тех, кто прошёл сито квалификации. Поул-позиция досталась Бобу Флоку (Bob Flock), который за рулём «Хадсона» 1946 года проехал быстрейший круг со средней скоростью в 67.958 миль/час (приблизительно 109 км/ч или 39.7 сек.). Компанию ему на первом ряду составил его брат Тим Флок (Tim Flock) на новеньком «Олдсмобиле» 1949 года с пробегом менее чем в 1000 миль, взятом у молодожёнов Бадди и Бетти Эллиоттов, а третьим стал чемпион НАСКАР 1948 года Ред Байрон (Red Byron) на аналогичной модели; третий из братьев Флоков, Фонти, квалифицировался пятым. Примечательно, что среди 33 гонщиков, вышедших на старт, нашлось место и женщине — Сара Кристиан (Sara Christian) показала 13-е время в заездах на время.

В воскресный день ворота на трассу должны были открыться ровно в полдень, но Франс, увидев длинную очередь из машин к ним, приказал запускать публику раньше. На трибунах собралось 13 тыс. человек, а всего гонку посмотреть приехало почти 23 тыс. — кому не хватило место на трибунах, запускали в инфилд, что добавило головной боли полиции.

Перед стартом гонщики сначала проехали три круга, приветствуя публику, и лишь после этого стартовала гонка. Лидерство с самого начала захватил обладатель поула Боб Флок, однако на шестом круге его на задней прямой прошёл Билл Блейр (Bill Blair), стартовавший восьмым, сразу же начавший отрываться ото всех.

Боб Флок стал одним из первых гонщиков, сошедших в той гонке — после 28 миль он был вынужден свернуть в боксы из-за того, что мотор его «Хадсона» стал буквально захлёбываться в масле. Однако вскоре он вернулся в гонку — после 40 кругов Сара Кристиан из-за усталости вынуждена была остановиться, и её место за рулём «Форда» 1947 года занял Флок, доведший автомобиль до 14 места на финише.

К середине дистанции пелотон поредел на треть — в день гонки было жарко (около 32 градусов Цельсия), и двигатели на автомобилях перегревались один за другим. При этом единственным инцидентом в тот день стала авария Ли Петти (Lee Petty) на 107 круге гонки. Гонщик, приехавший на гонку на «Бьюике» 1948 года, одолженном у соседа, из Левел-Кросса (порядка 90 миль), к тому моменту проигрывал Блейру уже круг, когда у его автомобиля в третьем повороте лопнул стабилизатор поперечной устойчивости. Машина пошла кувырком и после нескольких оборотов встала обратно на колёса. Петти отделался лишь порезом на щеке — его спас в т.ч. и пристёгнутый ремень. После аварии гонщик ещё долго сидел на ограждении трассы — по его словам, он думал о том, как будет объясняться с женой. Домой Петти добирался автостопом.

70 лет первого Кубка НАСКАР. Начало в Шарлотте

После трёх четвертей дистанции Билли Блейр выигрывал у всех уже минимум круг, однако победить ему в тот день было не суждено — как и у многих других, двигатель его автомобиля не выдержал перегрева. В результате схода Блейра лидерство перешло к Гленну Даннавею (Glenn Dunnaway), стартовавшему седьмым. Примечательно, что гонщик приехал в Шарлотту без автомобиля и предварительных договорённостей о выступлении, однако Хуберт Уэстмореленд (Hubert Westmoreland) предоставил ему свой «Форд» 1947 года для выступлений.

Ближе к концу дистанции Даннавея было начал нагонять Джим Ропер (Jim Roper), однако двигатель и его автомобиля начал перегреваться, и гонщик предпочёл синицу в руках — он сбросил скорость и медленно катил к финишу по внутренней траектории, проиграв на финише лидеру три круга, оставшись при этом вторым. Однако буквально через несколько часов Ропер был объявлен победителем — несколько судей выразили своё удивление тому, насколько стабильно вёл себя «Форд» Даннавея в кочковатых поворотах трассы, и попросили технического инспектора НАСКАР осмотреть автомобиль победителя.

70 лет первого Кубка НАСКАР. Начало в Шарлотте

В результате инспекции на задних колёсах были обнаружены усиленные пружины подвески, что не соответствовало серийной спецификации, однако было распространённой практикой среди бутлеггеров, перевозящих в своих автомобилях партии нелегального алкоголя. И Гленн Даннавей был дисквалифицирован. Хуберт Уэстмореленд подал в суд на НАСКАР, разбирательство затянулось на полгода, однако в итоге судья взял сторону ассоциации, постановив, что она может исключать из протокола гонки любого, кто не соответствует её правилам.

Таким образом, победу в самой первой гонке Кубка НАСКАР одержал гонщик, не то что не лидировавший ни круга, но и не проехавший полную дистанцию. Ещё более невероятной эту историю сделал тот факт, что Джим Ропер приехал в Шарлотту на «Линкольне», в котором и стартовал в гонке, из Грейт-Бенда, Канзас, проделав путь в более чем 1200 миль (около 2000 км). При этом узнал он о гонке из комикса «Smilin’ Jack» Зака Мосли (Zack Mosely), большого фаната гонок, который старался учитывать актуальные новости американского автоспорта в своих работах. Более того, автомобиль Ропера к моменту финиша находился на последнем издыхании и просто не был способен проехать три круга до полной дистанции, т.е. победителем мог оказаться и Фонти Флок, ставший в итоге вторым. И для того чтобы вернуться домой, Джиму пришлось у шарлоттского дилера покупать новый двигатель для своего «Линкольн Космополитен». Победный кубок Ропера сейчас находится в музее гонок Канзаса в г. Чэпмен.

На старте первой гонки «НАСКАР Стриктли Сток» (ставшего в 1972-м Кубком НАСКАР) была продукция девяти автопроизводителей: «Линкольн», «Хадсон», «Форд», «Олдсмобиль», «Кадиллак», «Бьюик», «Крайслер», «Кайзер» и «Меркьюри». Пять из них до сих пор производят автомобили, однако в НАСКАР представлен лишь «Форд». Также примечательно, что в «первой» гонке приняли участие 13 будущих победителей гонок высшего дивизиона НАСКАР: Бак Бейкер, Билл Блейр, Ред Байрон, трио братьев Флок, Фрэнк Мунди, Джим Пашал, Ли Петти, Джим Ропер, Джек Смит, Херб Томас и Куртис Тёрнер, а для Кларенса Бентона и Скимпа Херси это стало единственным стартом в Кубке НАСКАР. Также примечательно, что в Шарлотте стартовало сразу пять гонщиков с фамилией Смит, причём Арчи и Фрэнк были отцом и сыном. Из других забавных фактов следует отметить, что из 33 гонщиков, стартовавших в Шарлотте, лишь двое были из Конфедеративных штатов — Джим Ропер (Канзас) и Феликс Уилкс (Нью-Джерси), и лишь победитель был не из штата Атлантического побережья США.

70 лет первого Кубка НАСКАР. Начало в Шарлотте

Оглушительный успех гонки на «Шарлотта Спидвей» (организаторам пришлось отказать около 5 тыс. зрителям в допуске на трассу — мест не было ни на трибунах, ни в инфилде) убедил Билла Франса, что курс на гонки полностью серийных автомобилей был выбран абсолютно правильно, и он немедленно приступил к организации ещё семи гонок «НАСКАР Стриктли Сток» в 1949 году, которые были объеденены с Шарлоттой в единый чемпионат. Следующий этап которого через три недели приняла Дейтона.

Источник