70 лет первого Кубка НАСКАР. Непопулярная Дейтона

08.10.2019 16:46

70 лет первого Кубка НАСКАР. Непопулярная Дейтона

Fun Formula продолжает цикл статей, посвящённых первому сезону Кубка НАСКАР, носившего 70 лет назад название дивизиона НАСКАР «Стриктли Сток» (строго серийные автомобили).

После успеха гонки в Шарлотте Билл Франс принял решение провести ещё несколько гонок серийных автомобилей (именно так переводится термин «сток-кар»). Но, поскольку в короткие сроки организовать подобные соревнования было несколько проблематично, решено было заменить уже анонсированные гонки модифицированных сток-каров (модифайев) заездами семейных седанов. При этом желательно было использовать уже какую-то известную гонку или трек, который гарантированно бы собрал публику. Выбор пал на летнюю гонку на пляже Дейтоны, запланированную на 10 июля.

В современной статистике эту гонку иногда называют первой гонкой НАСКАРа на дорожнике, однако вызвано это неправильным толкованием того как тогда называли эту трассу — Daytona Beach & Road Course. Т.е. трасса, часть которой пролегала по плотному песку пляжа (который часто во время гонки смачивали волны), а часть — по асфальтовой дороге, шедшей параллельно пляжу. Между собой отрезки соединялись двумя поворотами — Северным и Южным, т.е. фактически получался длинный (4.16 мили) овал, пусть и с небольшим изгибом ближе к южной части трассы.

Пляжная трасса в Дейтоне и тогда уже являлась самым сердцем НАСКАРа — именно там в середине 1930-х начал организовывать гонки сток-каров Билл Франс, именно там находилась штаб-квартира НАСКАР, и именно там 15 февраля 1948 года прошла первая гонка, санкционированная НАСКАРом. И Франс рассчитывал закрепить успех на «домашнем поле», однако на старте, несмотря на призовой фонд в 4 тыс. дол., удалось собрать лишь 28 участников. Пусть среди них и были такие известные личности, как Куртис Тёрнер, Маршалл Тиг, братья Флоки, Херб Томас, мастер пляжной трассы Ред Байрон (он побеждал здесь трижды), а также неудачники гонки в Шарлотте Гленн Даннавей и Билл Блейр. Кроме того, в гонке сток-каров в Дейтоне в 1949-м принимали участие аж три женщины, за что Билла Франса даже критиковали в местной прессе, выражая сомнения об адекватности поведения гонщиц в ситуациях, когда их будут обгонять.

Квалификационные заезды перед гонкой прошли в пятницу и субботу, в итоге поул достался Гоберу Соусби; компанию ему на первом ряду составил Ред Байрон. Таким образом, в гонке намечалось доминирование свежих моделей «Олдсмобиля».

70 лет первого Кубка НАСКАР. Непопулярная Дейтона

Соусби пресёк все поползновения Джои Литтлджона выйти в лидеры на старте и возглавил гонку, уверенно лидируя до 35-го из 40 кругов. Поначалу борьбу Соусби пытались навязать Тим Флок и Ред Байрон, затем преследователем остался лишь один Байрон, однако и он после 16-го круга стал отставать. Постепенно преимущество лидера выросло до полутора миль, и «Олдсмобиль» №50 сохранил первую позицию даже после разворота в Северном повороте. Однако когда до финиша оставалось чуть более 20 миль, у автомобиля Соусби лопнула шина в Северном повороте и лидерство перешло к Реду Байрону, который и довёл дело до победы, забрав в итоге чек на 2 тыс. дол. Гобер Соусби всё же сумел добраться до финиша после замены колеса, но лишь на восьмом месте, заработав всего 125 дол. Интересно, что в отчётах о гонке в газетах того времени фигурировали различные круги, на котором Соусби потерял лидерство — от 34-го до 38-го, однако в современной статистике НАСКАР принято считать, что Ред Байрон лидировал последние шесть кругов.

Преимущество Байрона над финишировавшим вторым Тимом Флоком в итоге составило 1 мин. 51 сек., а на преодоление дистанции в 166 миль гонщик потратил 2 часа 3 минуты и 13 секунд, что равнялось средней скорости в 80.833 миль/час — рекордной для столь длинных гонок на пляже Дейтоны. Примечательно, что официально опубликованная средняя скорость победителя, 79 миль/час, была ниже из-за того, что везде гонка фигурировала как 160-мильная (40 кругов по 4 мили), однако фактически каждый виток дистанции был длиннее на 792 фута (0.15 мили), и общая дистанция составила 166 миль.

После финиша Ред Байрон, выигравший накануне гонку миджетов в Атланте, был не сильно впечатлён тем, как вели себя серийные автомобили на прямых Дейтоны: «Эти «стриктли сток» гораздо медленнее, чем те модифайи, на которых мы гонялись здесь до этого. И это делает гонки проще». Также гонщик поддал сомнению тот факт, что он сумел проехать гонку со средней скоростью в почти 80 миль/час (около 129 км/ч): «Не может быть. Мы не могли ехать настолько быстро. Скорее всего, кто-то где-то ошибся». Солидарен с Байроном был и его механик, Ред Вогт: «Модифайи на прямой развивают скорость около 115 миль/час. Эти серийный разгоняются до 92-93 миль/час. Я сомневаюсь, что Ред держался в районе 80 миль/час всю гонку».

Флок, Фрэнк Мунди и Литтлджон позволили «Олдсмобиль» оккупировать весь топ-4, а Билл Блейр на «Линкольне» замкнул первую пятёрку. Боб Флок, Куртис Тёрнер и Гленн Даннавей, считавшиеся перед стартом одними из фаворитов, столкнулись с в гонке с техническими проблемами и клетчатый флаг не увидели, причём для Даннавея это стало вторым последним местом подряд. Благодаря победе и отсутствию триумфатора гонки в Шарлотте Джима Ропера после Дейтоны лидером чемпионата стал Ред Байрон; на 70 очков от него отставал Тим Флок

Всего до финиша гонки в Дейтоне добрался 21 автомобиль, в т.ч. все три женщины. Лучшей среди них стала Этель Мобли — сестра братьев Флоков финишировала за рулём кабриолета своего мужа, «Кадиллака» 1948 года выпуска, на 11-м месте. Сара Кристиан на этот раз управляла автомобилем жены Боба Флока и закончила гонку 18-й (её муж, Фрэнк, финишировал шестым) — на её «Форд» ехал Бакшот Моррис, ставший единственным, кто не финишировал в тот день из-за аварии. Аналогичным образом могла закончиться и гонка для Луизы Смит — владелица автосервиса в Гринвилле, Южная Каролина, на 21-м (или 22-м) круге перевернулась «Форде» в Северном повороте. Однако зрители помогли гонщице, избежавшей травм, поставить автомобиль обратно на колёса и она, несмотря на смятую крышу, закончила заезд 20-й, став последней, кому досталось хоть немного призовых денег.

70 лет первого Кубка НАСКАР. Непопулярная Дейтона

Изначально в репортажах отмечалось, что гонку посетило 10 тыс. зрителей, однако после уточнений оказалось, что на самом деле их было в два раза меньше. И это выглядело провалом — обычно гонки на пляже Дейтоны собирали гораздо больше. В газетах по этому поводу писали, что «гонка получилась небогатой событиями. Серийные автомобили не способны привлечь такого внимания, какого удостаиваются гонки модифайев». Но Билл Франс был непреклонен — гонкам серийных автомобилей быть, а низкая посещаемость была вызвана не самой лучшей погодой. И следующая гонка «Стриктли сток» прошла в начале августа.

Источник