АРКА. Итоги сезона

23.10.2018 1:58

АРКА. Итоги сезона

Вот и закончился ещё один сезон в главной гоночной серии сток-каров, которая (пока) не проходит под эгидой НАСКАР. В этом сезоне мы увидели десять разных победителей. Двое гонщиков одержали по четыре победы. Кристиан Экес появлялся на “виктори лэйн” трижды. Чендлер Смит и Майкл Селф сделали это дважды. По одной победе оказалось на счету Гаса Дина, Джо Графа, Харрисона Бёртона, Логана Сиви и Брендона Джонса.

В целом, сезон получился довольно насыщенным. Тем не менее, по сравнению с предыдущими годами АРКА пробила кое-какое дно. Целых две гонки, в Элко и Орегоне не собрали и двадцати участников. Учитывая, что в прошлом сезоне таких гонок не было, а в 2015 и 2014 всего пара гонок не набирали по 25 участников, есть все основания говорить о том, что серия сдаёт обороты. Наверное, это логично, что НАСКАР решила выкупить это первенство. Возможно реформы назрели, ибо смотреть, как год от года уменьшается число участников – такое себе зрелище.

Так или иначе, спортсмены, принявшие участие в чемпионате, старались как могли. Число “фулл-таймеров”, как выясняется, подсчитать довольно сложно. Разумеется, можно ограничиться строгим описанием, когда гонщиком, выступающим на полном расписании можно считать лишь того, кто проводит все гонки чемпионата. И тут мы получаем первый сердечный приступ. В АРКА только 7 из 104 спортсменов провели двадцать гонок. По сути, серию можно обозначить как соревнование великолепной семёрки и каких-то “ноунеймов”. По сути, даже те, кто провел 19, 18 и 17 гонок, то есть больше трёх четвертей чемпионата, ни коим образом не вмешивались в борьбу за титул.

Именно поэтому есть смысл придерживаться именно той конкретной формулировки, которая позволяет новичкам серии избавиться от буквы “R” и жёлтых наклеек в новом году. Это относится к тем, кто проводил первый полноценный сезон в серии.

Итак, двадцать гонок, от Дейтоны до Канзаса разделили между собой всего семь гонщиков, чемпионом среди которых стал Шелдон Крид. Несмотря на свои 21, Крид невероятно опытный гонщик. Он уже провёл два сезона в АРКА на ограниченном расписании. 17 гонок за два года и ни одной победы. Казалось, можно подумать, что Шелдон не самый успешный гонщик. Но это касается лишь карьеры в сток-карах, которая, по сути, только началась.

Шелдон Крид начинал как мотогонщик. Детство спортсмена прошло в мотокроссе и на разных грунтовых трассах. Уже к 16 годам, спортсмен, перепробовавший кучу разных дисциплин на грунте пробился в элитную серию для машин, соревнующихся на бездорожье – “Спид Энерджи Формула Офф-Роуд”. Первый сезон ушёл на адаптацию, а в 2014 году он стал вице-чемпионом. При этом важно отметить, что Крид не посещал все этапы первенства. Последующие два года и вовсе стали бенефисом молодого спортсмена. Два чемпионских титула, опять же с пропуском отдельных этапов и признание в качестве лидера этой серии.

В 2016 году Крид попытался выиграть знаменитое ралли “Дакар”, но попытка окончилась дисквалификацией. Именно на 2016 год и приходятся его первые опыты в сток-карах. К нынешнему сезону Крид превратился в сформировавшегося гонщика, который числился в претендентах ещё в начале сезона. И он не подвёл ожиданий, продемонстрировав чудовищную стабильность. Одна авария и один сход по техническим причинам за двадцать гонок и 18 попаданий в топ-10. Поулы, круги лидирования, Крид по-настоящему раскрылся в этом сезоне. Неудивительно, что ему хватило 19 гонок, чтобы завоевать корону чемпиона. Никто другой не смог подобраться к гонщику “МДМ Моторспортс”.

АРКА. Итоги сезона

Единственное, о чём стоит переживать Криду – это будущее. Далеко не все чемпионы этой серии смогли закрепиться в более сильных соревнованиях. Да и те, что смогли это сделать, праздновали свои титулы ещё в первой половине десятилетия. Сумеет ли реализовать свои амбиции гонщик, перед глазами которого пример Терио – большой вопрос. Впрочем, у Шелдона есть все основания, чтобы напиться на банкете АРКА, поприставать к Декер или Мюнтер, а позже, наблевать в кубок, который ему вручат. Крид заслужил это своей работой.

У нового чемпиона оказалось сразу шесть преследователей разной степени успешности. Крид набрал 5140 очков, а у Зэйна Смита, коллеги Крида по “МДМ Моторспортс” оказалось на 460 баллов меньше. Несмотря на четыре победы, Смит заехал в топ-10 всего 13 раз, против 18 у Крида. Казалось бы, большая разница, но тут важно учитывать пару факторов. Во-первых, это средний финиш гонщиков. У Смита он равняется 7.7. Это отличный показатель, но когда смотришь на результат Крида отпадают все вопросы. Средняя стартовая позиция чемпиона – 4.7. В этом показателе Зэйн лучше на четыре десятых. Но финиш Крида – равняется 4.2, то есть, в среднем, Шелдон приезжал в топ-5 в каждой гонке.

Таким образом, становится ясно, почему Зэйн, с четырьмя победами остался вторым. При таком доминировании сложно что-то противопоставить. Просто для сравнения можно взглянуть на средний финиш сильнейшего, на данный момент гонщика высшего дивизиона НАСКАР, Кайла Буша. У спортсмена из “Джо Гиббс Рэйсинг” показатель среднего финиша замер на отметке 8.5. Разумеется, уровень соревнований чудовищно разный и Кайл, всё-таки не доминирует как Крид, но этот результат даёт понять, почему образовалась разница в 460 очков.

Кстати, во-вторых. Эти 460 очков разницы тоже не с потолка упали. Дело в том, что Крид “набил” эту разницу, за счёт отличных финишей на суперспидвеях. Дело в том, что в АРКА начисляют двойные баллы за гонки на треках длинной от полутора миль. Так что всё объясняется просто.

Что касается остальных. Хороший результат показал гонщик “Джо Гиббс Рэйсинг” Райли Хербст. В начале сезона он казался одним из главных фаворитов чемпионата. И в целом, Райли провёл хороший сезон, выпадал из топ-10 только в случае каких-то проблем. В итоге, Хербст набрал 15 финишей в десятке сильнейших, но… Гонщик не выиграл ни одной гонки. Конечно, по сравнению с прошлым годом он поднялся на две позиции в чемпионате, но если тогда Райли одержал одну победу, то в этом году всего 39 кругов во главе пелотона и ноль побед. У Чендлера Смита за 9 гонок набралось 763 круга в лидерах. Сложно сказать, что ждёт гонщики впереди, но уже в этом сезоне он получил невероятный шанс, проведя по гонке в “Иксфинити Сериес” и “Кэмпинг Уорлд Трак Сериес”. Причём, к чести Хербста, в грязь лицом он не ударил.

Следующей парой контендеров, к которым успех так и не пришёл стали Чейз Парди и Трэвис Брэден. Оба гонщика остались без побед, но Чейз “намолотил” бешеные 10 финишей в топ-5. Отличные финиши уроженец Массачусетса перемежал с невероятными авариями, что отбросило его из топ-3. А ведь тройка лидеров чемпионата могла бы состоять исключительно из машин “МДМ Моторспортс”. Впрочем, это и так выглядит, как хороший удар под дых для “Вентурини Моторспортс”, которые, впрочем, не сдались без боя.

Что касается Парди, то у гонщика программы “НАСКАР Некст” ситуация не самая приятная. Он нашёл себя в серии АРКА, но он продолжает неприятную, для себя тенденцию. В профессиональном автоспорте у него до сих пор нет побед. Конечно, для восемнадцатилетнего спортсмена это совсем не страшно. Но это только при том раскладе, если не смотреть на результаты других тинэйджеров. А там всё совсем иначе. Несовершеннолетние гонщики выигрывают уже сейчас. Они “гремят” в региональных чемпионатах, они побеждают в АРКА. Наверное, пару сезонов Парди ещё проведёт в “подающих надежды”, но к 21 году у Чейза должна быть какая-то программа, которая станет развитием его карьеры. Без побед это может стать программа по затуханию.

АРКА. Итоги сезона

Казалось бы, те же слова можно отнести и на счёт Брэдена, но Трэвису уже 24 и это был его первый сезон на “фулл-тайме”. Маловероятно, что гонщик пойдёт на повышение хоть куда-нибудь. Но должен же кто-то наполнять серию? И без того, спортсменов, выходящих на старт каждой гонки чертовски мало, почему бы Трэвису не попытаться стать лучшим именно здесь? Ведь, уже очевидно, что дорога в НАСКАР ему заказана.

Среди тех, кто занял последние два места в мини-первенстве “фулл-таймеров” числятся Гас Дин и Натали Декер. Гас выиграл одну гонку, но частенько заканчивал свои заезды в стене. Конечно, с такими финишами бороться за титул проблематично. У Дина и Декер этот сезон сложился примерно одинаково. Разница лишь в одной победе.

Натали, как и Гас в половине гонок сталкивалась с соперниками, с техникой и прочими неприятностями. Тем не менее, в отдельных заездах спортсменка доказывала, что у неё есть темп на уровне лидеров и что ей вполне по силам бороться наравне с лидерами. По сути, Декер провалила начало сезона. Да, да, несмотря на поул и пятое место в Дейтоне. Там, как известно, гонщицу неплохо “потрепали”, но она смогла показать результат. Но следующие три гонки поставили крест на успешном сезоне. Столкновения, проблемы с техникой, всё это уместилось в три гонки. Натали сумела “оклематься” лишь во второй половине сезона.

Гонщица ожидала, что у неё будут шансы победить. И они были. Правда, в Дейтоне помешали многочисленные аварии. В Элко её просто “убрали” когда она пыталась прорваться на последнем рестарте, ну а финал чемпионата вскрыл проблемы Декер на рестартах. По сути, гонщица оказалась самой слабой из “фулл-таймеров”, что не может не разочаровывать. Но если взглянуть на причины этого, то становится ясно, что будь удача к Натали более снисходительна, то ей вполне по силам было бы оказаться в пятерке сильнейших гонщиков чемпионата.

По крайне мере о своих проблемах гонщица осведомлена отлично. Главное, чтобы Билл Вентурини предоставил её ещё один шанс. В серии, на самом деле, не так уж и много характерных гонщиц, способных держать хороший темп и борющихся до конца, даже когда машина разбита и продолжать гонку становится невероятно трудно. Хочется верить, что Декер начнёт следующий сезон в машине под номером 25 и сможет продемонстрировать свои способности лучше, чем у неё это получилось в этом сезоне.

Активными можно считать тех, кто провёл половину чемпионата и более. Этими активистами являются гонщики, занявшие места с восьмого по пятнадцатое. Среди них были и успешные спортсмены вроде Джо Графа и безнадёжные аутсайдеры вроде Брэда Смита, Кона Николопулоса и Майка Бэшема. Кстати, эта троица на три машины “выбила” ноль попаданий в топ-10. Тем не менее, Брэд Смит стал девятым в чемпионате, а Николопулос – одиннадцатым.

Зато Чендлер Смит, который провёл всего девять гонок уступил и тому, и другому. Две победы, четыре поула, рекорд по кругам лидирования, всё это не помогло. Во-первых, из-за возраста Чендлер ещё не имеет права выходить на суперспидвеи, из-за чего он не добрал кучу очков в свою копилку. Зато гонщик неплохо помог, добывая для “Вентурини Моторспортс” победы.

Этим же занимался и Майкл Селф, разве что финишей в топ-10 у него поменьше, но побед также две. Ещё три победы Биллу Вентурини принёс Кристиан Экес, проведший 13 гонок в первенстве. Так что, в целом, машины “Вентурини Моторспортс” нередко появлялись на “виктори лэйн”, только завозили их туда “парт-таймеры”.

АРКА. Итоги сезона

Кстати, в эту категорию можно отнести и Харрисона Бёртона. Для гонщика из Северной Каролины этот год можно признать “аркавским”. Дело в том, что в “регионалках” и дивизионе пикапов Харрисон провёл считанное количество гонок, а вот в АРКА – целых девять. Победа и регулярные финиши в топ-10 позволили ему забраться на шестнадцатую строчку турнирной таблицы, правда, открытым остаётся вопрос о будущем гонщика. Дважды сильнейший гонщик Западного побережья и почти чемпион Востока, Тодд Гиллилэнд уже закрепился в пикапах и АРКА для него – средство для заполнения пустот. Но как повернётся карьера Бёртона в следующем сезоне? Пожалуй, на этот вопрос нет ответа, как минимум, до декабря.

АРКА оказалась прекрасна тем, что в ней нашлось место не только всяким “ноунеймам” из мира автоспорта, а вполне себе интересным гонщикам. Среди тех, кто провёл не так много гонок выделелись Лейлани Мюнтер и Тони Брейдингер. Билл Вентурини не стесняется экспериментировать и подписал краткосрочные контракты с двумя гонщицами. Несмотря на то, что Лейлани и Тони не показали выдающихся результатов, они вполне неплохо провели те гонки, которые им достались. Для Мюнтер, правда, сезон сложился так себе. Как и Натали Декер, Мюнтер преследовали аварии, виновником в которых был кто угодно, но не спортсменка. А для Тони, которая выступает в высшей лиге спринткаров, три гонки в АРКА стали дебютом в сток-карах.

В первенстве появлялся и Тодд Гиллилэнд. К сожалению, гонщик так и не смог победить в этом сезоне, но его участие явно привлекло на трибуны дополнительных болельщиков. В шести гонках принял участие Джессе Ивуджи. До финиша он добрался лишь в одной. Четыре раза спортсмена подвела техника, аещё дважды он стал жертвой обстоятельств.

Брэндон Джонс сумел выиграть одну из двух гонок, в которых принимал участие, а вот Ноа Грэгсон свои две попытки не реализовал. Ну, а кроме них по одной гонке провели два европейских гонщика – Джерри Де Веердт из Бельгии и Йонас Форс из Швеции.

В целом, чемпионат оставил неплохие впечатления. Даже несмотря на тенденцию к уменьшению участников, интересные события происходили в каждой гонке. В сезоне оказалось целых десять разных победителей. Даже титул Крида не смотрелся явным доминированием, хотя с ним перестали бороться ещё за треть до финала сезона. В начале декабря АРКА назовёт лучших и распустит гонщиков и команды по отпускам. До следующего сезона осталось три с половиной месяца.

Итоговая таблица

Источник