Больше не драгстер? Как «Феррари» удалось перевернуть интригу в Сингапуре
После пятницы многие предвкушали борьбу за поул между командами «Ред Булл» и «Мерседес», а конкретно между Максом Верстаппеном и Льюисом Хэмилтон соответственно. От «Феррари» почти никто хороших результатов не ожидал – их машина, которая на протяжении сезона рвала всех на прямых, в поворотах, особенно в медленных, коих на трассе в Сингапуре почти половина, проигрывала неприлично много. Обойдут обеими машинами Албона – и то хорошо. Но то, что произошло в субботу, не уложилось ни в какие предгоночные расклады.
Кто там говорит, мол «эфадина скучная, победитель ясен, борьбы нет, трава пожелтела, лучше пойду посмотрю чемпионат Карачаево-Черкессии по ралли»? Ну да, третий поул подряд от одного и того же гонщика. Казалось бы, куда предсказуемее. Но учитывая, в каких условиях он был взят, и насколько он был не похож на предыдущие два, иначе как чудом не назовёшь. Как «драгстеру», как прозвали SF90 некоторые болельщики, удалось взять поул и третье место на такой требовательной к шасси и аэродинамике трассе?
На этих выходных команда привезла существенный пакет обновлений, включая крылышки под носом, которые часто называют «накидкой».
Концепция «Феррари» совершенно не похожа на решение, которое «Мерседес» использует с 2018 года. И, похоже, команде понадобилась вся пятница, чтобы понять, как она работает. В пятницу вечером лучшая из машин проигрывала 0.8 секунды лидеру, а гонщики жаловались на отсутствие сцепления передних колёс с трассой. Это означало большой проигрыш в третьем секторе, почти сплошь состоящем из медленных поворотов.
Более того, ключ к успеху в Сингапуре заключается в том, чтобы баланс спереди и сзади работали в тандеме, обеспечивая достаточную поворачиваемость при входе и сцепление при выходе. Как только автомобиль становится нестабильным, шины на одной оси перегреваются больше, чем на другой, и скорость резко снижается.
Но после того, как «Ферарри» всё-таки нашли оптимальные настройки баланса, машина ожила, и уже в третьей тренировке показывала фантастические времена. А в квалификации они и вовсе сами задавали темп.
«В пятницу мы пострадали от недостатка переднего сцепления, поэтому мы попытались сильнее загрузить переднюю часть машины, — сказал Себастьян Феттель. — В субботу вечером же, когда температура упала, казалось, что она оживает, я думаю, что это была самая большая разница. С точки зрения спецификации всё было так же, как в пятницу».
Леклер, который в пятницу проигрывал 1.2 секунд, тоже поделился своими выводами после квалификации:
«В пятницу я не был доволен своим вождением, так что проблема была не только в машине, — поделился он. — Это был не очень хороший день для меня. В квалификации я поехал значительно лучше, и, как сказал Себ, помог баланс, который мы немного улучшили с тренировок».
Результатом стало то, что «Феррари», сохранив преимущество в максималке (Леклер выиграл у Хэмилтона 0.231 с в первом секторе), смогли держаться в темпе «Мерседеса» и на медленных участках трассы.
Феттель очень быстро проехал круг в первой попытке третьего сегмента, но именно Леклер выжал из машины максимум и вырвал поул во второй попытке, когда условия трассы стали ещё лучше.
Руководитель команды Маттиа Бинотто не собирался быть излишне оптимистичным после трёх поулов подряд, но считал, что это отличный шаг в разработке машины на следующий год, которая идёт уже полным ходом.
«У нас есть все данные для анализа производительности, в квалификации, очевидно, всё прошло даже лучше, чем мы надеялись, — сказал он. — Мы знали, что с новым аэродинамическим пакетом мы движемся в правильном направлении, и для нас важно знать, что мы развиваем автомобиль в правильном направлении, поскольку это также будет полезно в следующем году. Это то, на что мы рассчитываем.
После двух побед в Спа и Монце в команде произошёл новый всплеск оптимизма, все, приезжая сюда, надеялись каким-то необъяснимым образом сделать что-то особенное, и, по крайней мере, сегодня мы это сделали. Гонка ещё впереди, расслабляться нельзя, но стартовать с поула в Сингапуре для нас – большая радость».
Перспектива сражаться с «Ферарри», которая так же хороша в поворотах, как и на прямых, должна быть весьма тревожной для «Мерседесов», но босс команды Тото Вольфф заявил, что субботний результат также был частично обусловлен тем, что его команде не удалось выжать максимум из машины и резины.
«Посмотрите на круг Шарля, он был грязным, — отметил Вольф. — В третьем повороте была большая ошибка и ещё одна помарка на круге, так что в целом, «Ферарри» здесь сильны.
Но тогда мы должны взять себя в руки и спросить: «Всё ли мы сделали правильно?». И, конечно, ответ — нет. Все дело в том, чтобы найти идеальное рабочее окно шин, и вы можете заметить, что в течение выходных иногда гонщики чувствовали, что уровень сцепления был хорошим, а иногда — нет. Я думаю, мы не добились нужного сцепления, когда это было необходимо».
Есть также очень важный вопрос: сможет ли «Феррари» поддерживать высокий темп на протяжении гоночной дистанции?
Во время пресс-конференции, прошедшей после квалификации, Хэмилтон повернулся к Леклеру и спросил его, правда ли, что он взял третий поул подряд. Шарль улыбнулся и кивнул. Да, это именно так.
По статистике, Хэмилтон – лучший гонщик в квалификациях в истории «Формулы-1», но даже ему не удалось взять три поула подряд ко второму сезону своей карьеры. На самом деле, ему потребовалось шесть с половиной лет, до 118-120 гонок в карьере, чтобы добиться такого подвига. Леклеру для этого понадобилось меньше двух сезонов, и уже в 33-35 гонках монегаск смог занять поул-позиции.
Но это ещё не все. В 2019 году у Леклера пять поулов, у Хэмилтона и Боттаса – по четыре, а у напарника Шарля Зебастиана Феттеля – один, как и у Макса Верстаппена. Монегаск выбивается в абсолютные лидеры по этому показателю в сезоне-2019. Кроме того, ни один из 21-летних гонщиков никогда так часто не стартовал первым, как Леклер. Сам Хэмилтон взял пятый поул в 22 года. О, ну и ещё немного интересной статистики, Леклеру удалось превзойти Феттеля в каждой из последних восьми квалификаций. То есть поул немца в Канаде был последней победой Феттеля над молодым напарником в квалификационной сессии. Нет никаких сомнений в том, что номер один в «Феррари» теперь Леклер.
Ну, а если взглянуть в прошлое, то последним до монегаска новичком «Скудерии» выигрывавшим три квалификации подряд был Рене Арну в 1983 году. Пять и более же поулов за сезон из дебютантов «гарцующих жеребцов» и вовсе в последний раз выигрывал только Ники Лауда в далёком сезоне-1974.
Если в пятничной тренировке «Ферарри» выглядели плохо на одном круге, то на длинных дистанциях всё было совершенно ужасно.
На одинаковых сериях на софте среднее время круга Хэмилтона было на 1,3 секунд быстрее, чем у Леклера. Но есть некоторая надежда на то, что «Феррари» не только сильно прибавили на одном круге, но ещё и способны поддерживать хороший темп в течение всего 61 круга гонки.
Зебастиан Феттель в этом отношении настроен позитивно: «Наш гоночный темп в пятницу был хуже, чем у «Мерседеса». Но я думаю, что в итоге мы смогли извлечь из машины немного больше, поэтому будем надеяться, что в воскресенье всё будет ещё лучше».
Тем не менее, есть аргументированные предположения, что машина, которая едет быстро на одном круге в Сингапуре, не обязательно быстра на гоночной дистанции.
«Очевидно, что если вы быстры на одном круге, у вас должна быть достаточная температура в шинах для этого одного круга, и это то, что может дорого вам стоить в гонке, — сказал Вольф в субботу вечером. — Однако, если вы впереди, то можете задавать и контролировать темп. Поэтому я бы предпочел быть на поуле со слегка неподходящей для гонки машиной, чем иметь отличную гоночную машину, но не на поуле».
Шарль Леклер, между тем, волнуется перед грядущей гонкой, и не уверен, что может защитить свою победу, как он сделал это в Спа и Монце:
«Здорово стартовать с поула, но долго наслаждаться этим не придётся. Очки раздаются в гонке, а не в квалификации. Я рад показать такой превосходный результат на трассе, где мы должны были оказаться в роли догоняющих. Но я полностью сосредоточен на гонке и буду действительно счастлив, если окажусь и завтра на первом месте».
Спросите Льюиса Хэмилтона или Зебастиана Феттеля, что они думают об изменении текущего квалификационного формата на гонку с обратной стартовой решёткой, и ответ, как оказалось, будет весьма и весьма жёстким. После квалификации в Сингапуре они разнесли эту концепцию, а ведь её сейчас рассматривает и ФИА, и «Формула-1». Но лидеры чемпионата не считают возможные изменения правильным шагом вперёд.
Текущее предложение состоит в том, что обратный порядок чемпионата определит решётку для субботней квалификационной гонки на 25 кругов, а воскресная гонка стартует в порядке, определённом в субботу.
Квалификация в Сингапуре, возможно, была редким примером очень интересной сессии, державшей в напряжении до последней секунды. Пять гонщиков из трёх команд претендовали на поул, а топ-3 разделило всего две десятых секунды.
Хэмилтон против Леклера, Верстаппен против Феттеля – это стоит того, чтобы ждать следующего дня и смотреть гонку. «Формула-1», безусловно, далека от совершенства, но квалификация может быть единственной областью, которую стоит оставить в покое… по крайней мере, на данный момент.
Читайте также
- Возвращение “Инди Лайтс”, аншлаг в ЮСФ2000 и трио претендетов в “Инди Про 2000”. Превью сезона младших серий “Индикара”
- Появится ли в Кубке команда Дэйла Эрнхардта-младшего?
- Дорога к “Индикару” 2021
- Время Икс. Вторая жизнь легендарного “Косуорт DFV” за океаном
- Уход за памятниками из гранита: основные правила