История марафона “24 часа Спа”. Часть третья: 2001-2017 года

25.07.2018 15:27

История марафона “24 часа Спа”. Часть третья: 2001-2017 года

Главный марафон в сезоне гонок ГТ3 – “24 часа Спа”, в этом году празднует юбилей: грядущая гонка “в два оборота стрелки” станет 70-й по счету. И в преддверии большого гоночного уик-энда мы расскажем о богатой истории соревнования, которая берет свое начала всего через год после первого марафона в Ле-Мане.

В 2001 году была открыта новая страница в истории марафона: эпоха туринга осталась в прошлом, а на сцену вышли автомобили ГТ. Сама же гонка стала центральным событием в созданном в 1997 году чемпионате ФИА ГТ. Эффектные и агрессивные внешне, новые для марафона мощные спорткары сразу впечатлили фанатов, особенно на первых порах поражал “Крайслер Вайпер”. Выставляемый сильными командами, такими как “Ларбре Компетишн”, “Бельмондо Рэйсинг” и “Карспорт”, “американец” с двигателем В10 выиграл первые два марафона в его новой истории. Близко были и другие “монстры”, такие как “Листер” и “Феррари”, но в 2003 году неожиданностью для всех стала победа немецкого коллектива “Фрайзингер Рэйсинг”, который выставил “Порше 996 ГТ3-РС”. В привычных для Спа дождевых условиях Стефан Ортелли, Марк Либ и Ромен Дюма провели идеальную гонку, выиграв общую классификацию, хотя их экипаж был заявлен в младшем классе Н-ГТ.

Годом спустя победа пришла и к “Феррари”: итало-швейцарский квартет, в который вошли Фабрицио Голлин, Лука Каппеллари, Лиллиан Бринер и Энцо Кальдерари, принес “БМС Скудерия Италия” первую позицию. Выступали же они на модели “550 ГТС Маранелло”, которая самостоятельно была разработана британской командой “Продрайв”. Автомобиль оказался невероятно успешным, и в 2003 году на нем удалось добиться победы в Ле-Мане в классе ГТС, одержать четыре победы и завоевать серебряные награды в том же классе американской серии Ле-Ман (оба успеха за командой “Продрайв”), а также выиграть восемь гонок и чемпионское звание в ФИА ГТ (“БМС Скудерия Италия”).

История марафона “24 часа Спа”. Часть третья: 2001-2017 года

2005 год стал началом доминирования “Мазерати МС12”. Построенный в духе “Мерседес Си-Эл-Кей Джи-Ти-Ар” и “Порше 911 ГТ1”, которые выступали в ФИА ГТ в конце 20 века, он так же скорее напоминал спортпрототип, но полностью удовлетворял требованиям ГТ1. С 2005 по 2008 года “Мазерати” трижды побеждал в Спа, и каждый раз в цветах немецкой команды “Витафоун”. При этом трижды в победивший экипаж входил бельгиец Эрик ван де Пуле, вместе с успехами на БМВ в 1987 и 1998 годах ставший рекордсменом Спа – пять побед в марафоне. Впрочем, хоть “Витафоун” и штамповала победы в ФИА ГТ с 2005 по 2009 годы, “Мазерати” не был непобедимым автомобилем. В 2007 и 2009 года “МС12” уступил в Спа “Корвету С6.Р” команд “Джетальянс Рэйсинг” и “ПК Карспорт” соответственно, а в сезоне 2006 года ФИА ГТ в кубке производителей победа досталась “Астон Мартину”, который выставлял модель “ДБР9”. Стоит отметить, что на “Корвете” дважды успеха добивался Майк Хеземанс, чей отец Тойне первенствовал на еще 14-километровом кольце Спа в 1973 году.

В 2010 году автомобили ГТ1 стали соревноваться в спринтерском чемпионате ФИА ГТ1, в то время как “24 часа Спа” вновь не вошел в состав какого-либо чемпионата, однако на этот раз в нем разыгрывался кубок Европы ФИА ГТ2. В марафоне приняли участие автомобили сразу четырех классов: ГТ2, ГТ3, ГТН (национальный) и ГТ4 – один из самых распространенных классов сегодня, тогда он только дебютировал в гонках. Наиболее представительным же стал ГТ3 – 21 автомобиль. Там же были заявлен и “Форд ГТ”, а в ГТН выступали “Мослер МТ900Р” с мотором “Шевроле” на 5,7 литров и “Форд Мустанг ФР500ГТ3”. За час до финиша в лидерах шел экипаж на БМВ, но проблемы с рулевым управлением поставили крест на возможной 22-й победе марки в Спа, а первыми к финишу пришли Мартин Раггингер, Йорг Бергмайстер, Вольф Хенцлер и Ромен Дюма на “Порше 997 ГТ3-РСР” команды “БМС Скудерия Италия”. Для Дюма тогда этот успех стал вторым крупным за шесть недель после победы ранее в Ле-Мане.

В 2011 году “24 часа Спа” вошел в состав новой серии “Бланпен Эндуренс”, которая была создана организацией Стефана Рателя. Теперь в гонках участвовали автомобили набиравшего в то время популярность класса ГТ3. За марафон стали присуждаться двойные очки, что добавило ему еще больше значимости в чемпионской гонке, а количество экипажей перевалило за 60, среди которых было представлено 13 производителей. Все это ознаменовало начало самого успешного периода в истории марафона.

Первые две гонки новой эры остались за “Ауди Р8 ЛМС”, которую выставляли команды “Ауди Тим ВРТ” и “Ауди Тим Феникс”. Однако уже в 2013 году в сражение за победу вступили команды “Порше Мантай Рэйсинг” и “Мерседес-АМГ ХТП Моторшпорт”. Исход противостояния оказался в пользу экипажа “Мерседес-АМГ”, в который вошли Максимилиан Бук, Максимилиан Гётц и Бернд Шнайдер. Для легендарного “Мистера ДТМ” этот успех стал вторым после победы в 1989 году, спустя 24 (!!!) года. В 2014 и 2015 годах победами обменялись представители “Ауди” и БМВ, при этом в 2014 году ингольштадцы, а именно Лоуренс Вантор, Рене Раст и Маркус Винкельхок из ВРТ, перехватили лидерство всего за 13 минут до финиша.

История марафона “24 часа Спа”. Часть третья: 2001-2017 года

В 2016 году марафон стал частью еще одной вместе с “Бланпен Эндуренс” серией, а именно Межконтинентальной серии ГТ, еще одним проектом Стефана Рателя, который объединил в себе крупные гонки в разных частях света. Кроме Спа туда вошли “12 часов Батерста” в Австралии, “12 часов Сепанга” в Малайзии (с этого года его заменил “10 часов Сузуки” в Японии), а с 2017 года добавился “8 часов Калифорнии” на легендарной “Лагуна Сека”. В 2016 году же победу отпраздновали гонщики “БМВ Рове Рэйсинг” Александр Симс, Филипп Энг и Максим Мартен. При этом для бельгийца, ныне защищающего цвета “Астон Мартин”, эта победа оказалась невероятно эмоциональной не только потому, что гонка была домашней. Максим повторил достижение отца Жан-Мишеля (побеждал в 1979, 1980, 1987 и 1992 годах) и дяди Филиппа (побеждал в 1979 и 1980 годах). Сама же гонка запомнилась проливным дождем, который обрушился на трассу в самом конце, вызвав настоящий хаос. Гонка 2017 года установила новые достижения: в одном круге с лидером финишировали сразу шесть автомобилей, при этом Маркус Винкельхок, Кристофер Хазе и Жюль Гунон из “Ауди Сайнтелок Рэйсинг” после череды неудач в группе лидеров лишь в финальный час захватили лидерство, всего на 11 секунд опередив “Бентли Тим М-Спорт”. А в общей сложности первая строчка по ходу суточного марафона переходила от экипажа к экипажу рекордные 58 раз.

Юбилейный марафон обещает очередное зрелищное сражение, при этом предугадать, кто же будет вести борьбу в верхней части пелотона сейчас практически невозможно. В этом году Спа провожает “на пенсию” нынешнее поколение “Астон Мартин Вентедж ГТ3” и “Порше 911 ГТ3-Р”, а так же встречает новичков, а именно новые “Бентли Континенталь ГТ3” и “Ниссан ГТ-Р ГТ3”, а так же дебютировавшую в этом году в Европе “Хонду Эн-Эс-Икс ГТ3”. В этом сезоне производители со всей серьезностью подошли к гонкам на выносливость ГТ3, отрядив сильнейшие команды и заводских гонщиков для соревнований “Бланпен Эндуренс” и Межконтинентальной серии ГТ. И в главном событии двух этих серий, марафоне “24 часа Спа”, 65 экипажей, представляющие 13 разных производителей, обещают подарить всех поклонникам автоспорта незабываемое зрелище!

Источник