История марафона “24 часа Спа”. Часть вторая: 1964-2000 года

19.07.2018 0:04

История марафона “24 часа Спа”. Часть вторая: 1964-2000 года

Главный марафон в сезоне гонок ГТ3 – “24 часа Спа”, в этом году празднует юбилей: грядущая гонка “в два оборота стрелки” станет 70-й по счету. И в преддверии большого гоночного уик-энда мы расскажем о богатой истории соревнования, которая берет свое начала всего через год после первого марафона в Ле-Мане.

После второго в истории марафона продолжительного перерыва в 1964 году “24 часа Спа” вновь был готов к старту. Юбер де Харлес из Королевского автомобильного клуба Бельгии и Пол Фрер, журналист-гонщик, предложили идею, которая оказалась насколько простой, настолько и гениальной: не состязаться с Ле-Маном и его спорткарами, а проводить соревнования для туринговых автомобилей. И это сработало на все 100%: заводские коллективы “Альфа Ромео”, “Форд”, БМС, БМВ, “Ситроен”, “Глас”, “Форд”, “Лянча” и “Мерседес” оказались среди участников марафона, а первой победы в новой эпохе “24 часов Спа” добился “Мерседес 300 СЕ” под управлением Роберта Кревитса и Густава Госселена. Не помешала им и почти полностью “ушедшая” коробка передач, в которой к финишу осталось лишь две из пять передачи. Далее настала баварское время: Паскаль Икс и Жерар Ланглу победили в 1965 году, а следом успеха добились Жаки Икс и Хуберт Хани. Они побеждали на моделях “1800 ТИСА” и “2000 ТИ”, которые стали развитием “БМВ 1500” – знакового автомобиля в истории БМВ. К слову, с 1966 года марафон (правда с перерывами) вошел в зачем чемпионата, теперь европейского для легковых автомобилей.

В 1967 году для многих стало неожиданностью участие в гонке “Порше 911” – автомобиля, который считался “чистокровным” ГТ. В итоге в течение трех лет подряд именно экипажи на “Порше” добивались побед. Конец 60-х отметился и появлением в марафоне экзотической “Мазда Р100”. Японский производитель решил попробовать себя на европейском рынке, и Бельгия оказалась подходящим вариантом.

История марафона “24 часа Спа”. Часть вторая: 1964-2000 года

Золотые 70-е стали временем сражений “Форда Капри РС” и “БМВ 3.0 Си-Эс-Эл”. Изюминкой этого противостояния стал 1973 год, однако запомнилась та гонка скорее тремя трагедиями. В 11 часов вечера Ханс-Петер Йостен не справился с управлением, ударившись о барьер и остановившись на трассе. В итоге в его БМВ врезался Роже Дюбо на “Альфа Ромео”, для обоих гонщиков этот инцидент оказался фатальным. Несколько позже Массимо Ларини попал в серьезную аварию в “Ле Комб”, получив тяжелые раны и скончавшись позднее. Победы же в этой мрачной и сложной гонке добились Тойне Хеземанс и Дитер Квестер на БМВ. Стоит отметить, что скорости в Спа все росли, и в 1973 году Ханс-Йоахим Штук разогнал свой “Форд” до 260 км/ч. Меры были приняты уже после трагедий, и в итоге после этого в марафон допускались автомобили группы 1 (серийные туринговые автомобили), в которых могли производиться модификации, а вот более быстрые машины группы 2 (туринговые автомобили специальной подготовки) в марафоне больше не участвовали. Ну а три года подряд победа в гонке оставалась за баварцами. В 1977 году требования к автомобилям еще больше ужесточили, допуская лишь слабо модифицированные автомобили группы 1, а в последних двух гонках на 14-километровом кольце БМВ и “Форд” обменялись викториями.

История марафона “24 часа Спа”. Часть вторая: 1964-2000 года

В 1979 году участники марафона вышли на старт на обновленной 7-километровой трассе, более знакомой современным поклонникам автоспорта. Первые два года успеха добивались братья Мартены, Жан-Мишель и Филипп, выступавшие на “Форд Капри”. К слову, продолжил победные традиции Жан-Мишеля и его сын Максим, экс-гонщик БМВ, победивший в Спа в 2016 году. Ныне он представляет заводскую команду “Астон Мартин” в гонках ГТ. Но вернемся к 80-м, где продолжили бушевать сражения БМВ и “Форда”. Чаще победы доставались немецкому производителю, но порой в эту битву вмешивались и другие марки. К примеру, в 1981 году успеха добились Том Уолкиншоу и Пьер Диудонн на “Мазда Ар-Икс 7”, а в 1984 году все тот же Уолкиншоу вместе с Хансом Хайером и Уином Перси привели на первую позицию “Ягуар Икс-Джей-Эс”. К слову, это была третья подряд победа Хайера, который таким образом повторил достижение Аттильо Мариони, которое было установлено на рубеже 20-30-х годов. В 1985 году марафон столкнулся с целой серией полного отключения электроэнергии, из-за чего гонка неоднократно прерывалась. Но ни это, ни сильный дождь, разразившийся ближе к финишу, не помешали Роберто Равалье,Герхарду Бергеру и Марку Зуреру выиграть “24 часа Спа” на “БМВ 635”.

История марафона “24 часа Спа”. Часть вторая: 1964-2000 года

Конец 80-х туринг встретил в упадке: прошедший в 1987 году Чемпионат мира “заглох” после одного сезона, а Чемпионат Европы 1989 года и вовсе был отменен. В то же время теперь организаторы марафона получали некоторую свободу в плане выбора регламента на гонку, в то время как раньше определяющим оставался международный регламент. В результате стартовая решетка наполнилась автомобилями группы N, в которую входили “серийные автомобили”. Являясь упрощенной версией группы А (туринговые автомобили), в интерпретации Бельгийского королевского автомоибльного клуба ее правила позволили выйти на старт как автомобилям ГТ, так и к примеру “Феррари Мондиаль” Кеке Росберга. В 1991 году победы добился “Ниссан Скайлайн”, но несмотря на рост силы со стороны ГТ, туринг продолжал давать бой. В 1992 году лучшими стали Стив Сопер, Кристиан Даннер и Жан-Мишель Мартен, всего на полсекунды на финише опередившие другой экипаж на “БМВ М3 Эво Спорт”. Для Мартена же тот успех стал рекордным четвертым в Спа. Марафон 1993 года оказался непростым в плане поиска правил, которые дали бы равные шансы всем участникам. Большая часть пелотона была представлена “Порше”, но производитель оказался недоволен 100 кг балласта, пригрозив не выйти на старт. Альтернатива была найдена в виде ограничителя на заправочных системах, что должно было увеличить время остановки. Ту гонку выиграли Кристиан Фиттипальди, Уве Альцен и Жан-Пьер Жарье на “Порше 911 РСР”, но они преодолели только 15 часов марафона. Именно на этой отметке был вывешен красный флаг, а причиной стала кончина короля Бельгии Бодуэна.

В 1994 году организаторы марафона вновь решили сменить регламент, и ведущим классом стал ФИА Класс 2, известный как “супер туринг”. Предназначенные для спринтерских гонок, двухлитровые автомобили смогли достойно сражаться и на длинные дистанции. Ну а пять лет подряд победы в марафоне добивалась БМВ, хотя заводские команды “Ауди”, “Опель”, “Хонда”, “Пежо” и “Тойота” делали все возможное, чтобы дать бой баварцам. За этот период свои четыре победы в Спа одержал Тьерри Тассин, что позволило ему сравняться с Жан-Мишелем Мартеном.

Конец тысячелетия марафон встретил сменой “супер туринга” на более дешевый “супер продакшн”, и хотя производители привлекли к участию полузаводские команды, привлекательность гонки заметно снизилось. Настало время для следующего шага.

Продолжение следует..

Источник