Как работает организация безопасности в ралли ? Интервью с инженером “М-Спорт” Крисом Робертсом

26.09.2018 6:27

Как работает организация безопасности в ралли ? Интервью с инженером “М-Спорт” Крисом Робертсом

Интервью с гоночным инженером Элфина Эванса команды “М-Спорт” Крисом Робертсом.

У.Н: Представьтесь пожалуйста, Крис.

К.Р: Я в команде уже пять лет. Я начинал в инженерном отделе, и работал в течении двух лет. Я работал с Нассером Аль-Аттией, и мы вместе с ним выиграли зачет WRC2. Потом я начал работать с Элфином Эвансом, включая и прошлый год, когда он был на машине “Ди-Мак”.

У.Н: Первый вопрос, с точки зрения ФИА. Какие проверки они делают на автомобилях, и есть ли какие либо проверки прежде чем вы выходите на старт каждый год?

К.Р: Да, основные проверки происходят каждое мероприятие. Начиная с омологации автомобиля, когда мы представляем его каждый год, ФИА проверяет его на соответствие безопасности и требованиям. Мероприятие счетной комиссии и технический делегат ФИА приезжают в сервис-парк, и начинают проходить по каждым командам проверяя такие простые вещи, как огнетушитель, они могут посмотреть на рубильники, проверяют безопасность сидения. Одна из моих обязанностей, это поддерживать отношения между ФИА и нами в отношении того, чтобы предоставлять формы для тщательного изучения двигателя, коробок передач и других элементов на каждом автомобиле во время этапов.

Когда вы попадаете на проверку, и если какая то часть автомобиля не соответствует форме, то предусматриваются штрафы. Существует определенное доверие между ФИА и производителем, поскольку мы должны представлять автомобиль безопасным. Для частников в WRC или WRC2 проводятся более тщательные проверки, они располагают более низкими ресурсами, и они должны предоставлять свои автомобили ФИА, и пройти серию испытаний, прежде чем смогут начать. В этом отношении проще производителям, но здесь сложности с другими вещами, омологацией и так далее.

Как работает организация безопасности в ралли ? Интервью с инженером “М-Спорт” Крисом Робертсом

У.Н: Что касается конструкции автомобиля, было ли много изменений в них по сравнению с предыдущим поколением, кроме самых очевидных вещей?

К.Р: Да, было много изменений на самом деле. Главная заботы для ФИА были в середине 2000-х, автомобили не сильно продвинулись за эти 10 лет. Сторона безопасности была не достаточно развита, и Глобальный институт по безопасности автоспорта находящийся в ФИА к 2015 году разработали новый регламент безопасных дорог для WRC.

Некоторые команды внесли предложения по вопросам безопасности к новому регламенту 2017 года. Теперь на каждой машине установлен регистратор данных, и с помощью анализа данных можно было видеть перегрузки, которые воздействуют на автомобиль. Когда они узнают порог при котором возможны получения травм гонщиком, то делают все, чтобы обезопасить водителя за счет различных аспектов. Были представлены предложения касающиеся нового оборудования, конструкции автомобиля, и новых ремней безопасности.

Это все было для улучшения безопасности. Теперь дорожные карты безопасности это – то над чем работали все команды. В 2017 году машины стали шире, и это позволило добавить дополнительную защиту в двери. Были введены новые правила для топливных баков, и мы должны были поставить специальный сигнал на лобовое стекло, чтобы при ударе в 25g и более включался свет, а если синий цвет замигает, то маршалам нужно оказать медицинскую помощь.

У.Н: Во время этапа, если на машине есть повреждения, то вы пытаетесь их как то исправить. Приходит ли ФИА для осмотра автомобиля?

К.Р: Если удар повреждает каркас безопасности, то ФИА будет проверять это. Когда после удара мы можем починить автомобиль, то мы возвращаем его на обслуживание. Если мы не можем его восстановить, то ФИА снимают пломбу на каркасе и кузове. После ремонта автомобиль должен быть повторно осмотрен и запечатан.

У нас всегда есть технические делегаты ФИА, которые всегда будут проверять, если есть какие то повреждения каркаса. После его повреждения, части каркаса легко исправить. Так же их можно заменить на новые части, но перед этим предварительно должна быть произведена проверка.

У.Н: Сколько частей вы транспортируете для каждого этапа?

К.Р: Мы перевозим три дополнительных комплекта для каждого этапа, и на самом деле они занимают много места. После того как появились новые автомобили в 2017 году, у нас не было момента когда мы меняли каркас безопасности. Но у нас был один инцидент с участием Элфина Эванса в Мексике. Автомобиль в таком случае должен быть возвращен для ремонта, после чего снова будет проверен и опечатан.

У.Н: Теперь расскажите какую роль играют команды безопасности, часто ли их используют?

К.Р: Они в основном нужны для асфальтовых соревнований, и каждый автомобильный экипаж имеет команду безопасности, но как правило они не имеют квалификацию. Конечно в уважении Элфина это его отец, бывший гонщик WRC и Фил Миллс. У них очень строгое расписание, которому они должны следовать, и у них может быть меньше 40 минут до начала следующего. Они должны обращаться к инжинерам, исправлять стенограмму, которую им должны снова передать обратно.

Как работает организация безопасности в ралли ? Интервью с инженером “М-Спорт” Крисом Робертсом

У.Н: Мы видели, как Фил Миллс сидел рядом с Элфином Эвансом, после сотрясения мозга Дэна Баррита, по этому я хочу спросить об этом у вас.

К.Р: Это то, к чему я очень сильно отношусь, и имею свои взгляды. В вопросах с экипажами, когда кто то получает удар, то он может чувствовать себя хорошо, и не замечать что у него сотрясение мозга. По словам Дэна (Баррита) ему стало плохо, и он не был уверен, что сможет дальше продолжать. В этом случае первый контакт идет между командой и экипажем – я или автоинженер.

В случае с Дэном, когда он почувствовал себя хуже, сам он очевидно не знал, что получил сотрясение мозга. Мы поняли, что ему необходим осмотр. Дальше у него был небольшой специальный участок перед возвращением в сервис-парк, и у них было небольшое ДТП, но там не было какого то вида медицинской помощи, и лично для меня это существенный недостаток в системе безопасности.

В следующем году ФИА вводят новый стандарт для шлемов в “Формулу-1”, который должен повысить безопасность гонщиков. Мы ещё пока не видели раллийную версию, но надеюсь это уменьшит сотрясения.

У.Н: Теперь вопрос к вам – когда событие завершается, вы с Элфином Эвансом обсуждаете прошедший этап?

К.Р: Да, у нас есть командный брифинг, а также разбор сразу после мероприятия со всеми экипажами . Мы сообщаем нашему менеджеру о том как прошел этап. Как правило мы это делаем сразу после мероприятия, и проводим это днем в воскресение.

Затем мы проводим тесты для следующего этапа, которые как правило проводим через неделю. Мы с Элфином в Великобритании иногда отправляемся на базу, заходим в офис, и рассматриваем вместе все более подробно. Очевидно, что отношения между командой и инженером близки. Мы всегда находимся в постоянном контакте.

Так же Крис рассказал о других вещах и новинках с которыми будут работать в будущем.

К.Р: Сейчас есть также пункты безопасности, которые находятся на стадии разработки. Например мы сейчас работаем над рельсами для сидений. Мы смотрим как они могут изгибаться и деформироваться. Это то, что будет введено к 2020 году.

В следующем году мы будем использовать биометрические перчатки из “Формулы-1”, поэтому экипажи будут носить их. С их помощью мы будем получить данные в реальном времени. Они измеряют уровень кислорода в крови, и эти данные будут отправляться в ФИА и медицинским командам. Если произойдет авария, особенно авария, и не будет возможности контактировать с экипажем автомобиля, то можно будет сделать медицинским командам оценку о состоянии, это будет очень хорошим прогрессом.

И последнее, что сейчас вводится – это высокоскоростная камера, которая будет встроена в кокпит. С их помощью мы сможем увидеть последствия удара, и это сейчас есть в “Формуле-1”. На данный момент мы проводим тесты, с намерением ввести это в следующем году.

Источник