Как закалялась Синяя Армада: 30 лет КАМАЗ-Мастеру
Сегодня, 6 декабря, ровно за месяц до старта ралли-марафона «Дакар-2019» в Набережных Челнах проходит празднование юбилея команды КАМАЗ-Мастер. Знаменитому российскому коллективу в этом году исполнилось 30 лет. Давайте вспомним его первый «Дакар», брошенный в Сахаре грузовик-призрак, а также узнаем, откуда появилось название – «КАМАЗ-Мастер»...
«Синяя Армада», так соперники называют команду из Набережных Челнов, прошла очень непростой путь за эти годы. Для производителей легковых автомобилей уже давно очевидно, что проверять различные конструкторские решения можно через автоспорт – так под под капоты гражданских автомобилей пришли турбированные двигатели и системы рекуперации энергии, оттуда же рядовым водителям достались бесчисленные электронные помощники и современная матричная оптика. Но в мире грузового спорта все было иначе. «У нас на заводе была команда по кроссу, — вспоминает бывший руководитель гоночного подразделения КАМАЗа Семен Якубов, — но после того как один из членов ЦК выступил в газете с критикой, мол, грузовики должны возить грузы, а не гоняться друг за другом, это направление прикрыли. Грузовики никак не представлялись рядом с девушками в купальниках. Надо было искать что-то мужественное...»
И Якубов нашел Дакар. Сразу попасть на легендарный марафон не удалось. Из-за трагической аварии, произошедшей в 1988 году, организаторы ввели ограничения: в классе грузовиков теперь могли участвовать только серийные модели. Так что первые международные старты КАМАЗов-4310 состоялись на польском Ралли Ельч и международном ралли-рейде, соединявшем Европу и Африку, «Обжектив Сюд», и советские грузовики там были на подиуме.
Наконец, в 1990 году с определенными ограничениями грузовикам снова разрешили участвовать в «Дакаре». Советские газеты провожали команду на ее первый «Дакар» заголовками «КАМАЗы промчатся по пустыне»... Но они не промчались, а сошли с дистанции практически сразу после старта: на первом грузовике заклинило двигатель, на втором сломался коленвал, на третьем лопнул маховик. Последнюю машину нечем было вытаскивать из песков Сахары, и ее пришлось там оставить. «Мы вернемся за тобой», — сказали гонщики.
Они действительно вернулись, но только летом, достав необходимые детали и уговорив посольство СССР в Мавритании поспособствовать спасательной операции. Видавший виды джип с местными военными прорывался сквозь пустыню так тяжело и долго, что запасы воды стали подходить к концу, но камазовцы отказывались возвращаться без грузовика. Когда делегация добралась до раненого КАМАЗа, их встретил распотрошенный остов боевой машины – без колес, без проводки, без стекол. Её просто истребили мародеры.
Экипаж нацедил бензина из бака, облил им КАМАЗ и поджег. «Скелет» того грузовика и сегодня можно встретить в Сахаре — машина-призрак, занесенная песком, напоминает, что пустыня не бережет никого.
После того первого «Дакара» КАМАЗу настоятельно власти советовали завязывать с гонками: «Вы что, думаете, что когда-нибудь сможете соперничать с зарубежными машинами? Вы только позорите нашу автомобильную промышленность». Но в команде не сдавались и продолжали работать.
Первая победа пришла только в 1996 году. Но мало кто помнит, что за три года до этого история коллектива из Набережных Челнов могла закончиться, так и не начавшись. Знаете, почему в названии пятнадцатикратных победителей Дакара есть слово «Мастер»?
В 1993 году сгорел завод двигателей. В огне погибли и проходившие там доработку моторы спортивных грузовиков, но было куда проще найти новые двигатели, чем деньги на дальнейшее содержание гоночной команды. Тогдашний директор завода Николай Бех так и сказал гонщикам: «Я помогать вам больше не могу, нам сейчас не до гонок». В итоге на несколько лет спонсором команды стала компания «Мастер», которая в то время производила стройматериалы и двери. За эту помощь коллектив решил оставить слово «Мастер» в названии навсегда.
Сегодня «КАМАЗ-Мастер» – полностью заводская команда. Её уникальность в том, что она выступает только на отечественных автомобилях, популяризируя российскую технику. Главным принципом команды является то, что при проектировании и постройке спортивного грузовика используются комплектующие, узлы и агрегаты, сошедшие конвейера головного предприятия ПАО «КАМАЗ», а и экипажи «Синяя Армада» создает только из своих же воспитанников. К примеру, семикратный победитель «Дакара» Владимир Чагин — сегодняшний руководитель коллектива — все те же 30 лет назад, в 1988 году, пришел на завод в Набережных Челнах механиком, увлекся автоспортом, отработал несколько лет механиком в заводской гоночной команде, и только потом пересел в кресло пилота. Представьте, если бы сейчас в Формуле 1 за рулем сидели люди с завода Ferrari...
«Дакар 2019 года станет новым испытанием для нашей техники, ведь прошлогодние машины уже не соответствуют обновленному регламенту гонки. По сути КАМАЗовцам пришлось создать новые машины с нуля, – говорит региональный представитель Дакара Оксана Косаченко. – На ближайшей гонке у наших ребят будет серьезная конкуренция – на старт марафона выйдет 41 грузовик. И сама команда задала себе очень высокую планку – все мы ждем от КАМАЗ-Мастер только победы.
И все мы с нетерпением будем следить за новостями из далекой и такой близкой нам Латинской Америки. Успехов прославленному коллективу, радости побед и искренней поддержки болельщиков».
С юбилеем, «КАМАЗ-Мастер»!
Читайте также
- Возвращение “Инди Лайтс”, аншлаг в ЮСФ2000 и трио претендетов в “Инди Про 2000”. Превью сезона младших серий “Индикара”
- Появится ли в Кубке команда Дэйла Эрнхардта-младшего?
- Дорога к “Индикару” 2021
- Время Икс. Вторая жизнь легендарного “Косуорт DFV” за океаном
- Уход за памятниками из гранита: основные правила