Когда Мексика решала

04.11.2018 15:52

Когда Мексика решала

В этом сезоне, как и в прошлом году, мексиканский гран-при определил Чемпиона мира Формулы-1 – им вновь стал Льюис Хэмилтон. Вторая реинкарнация трассы Мехико подобной честью похвастаться не могла: в 1986-1987 гг., несмотря на нахождение БП Мексики в конце сезона, чемпион определялся позднее, а с 1988-го мексиканский этап переехал на первую половину сезона.

Но трижды в 1960-е Большой приз Мексики, благодаря спайке с БП США, становился ареной сражения за титул Чемпиона мира – североамериканские гонки, начиная с 1964 года, ради экономии на переездах за океан для европейских команд, закрывали сезон гонок гран-при.

К финалу чемпионат с шансами на титул подошли три гонщика — Грэм Хил из БРМ, Джон Сёртис из “Феррари” и Джим Кларк из “Лотус”; также все эти три команды претендовали на Кубок конструкторов. Хилл лидировал в общем зачёте, имея 39 очков, но т.к. он семь раз в девяти гонках набирал очки, а в зачёт в том году шли только шесть лучших результатов, свой счёт он улучшал лишь в случае финиша на третьем месте и выше, что вне зависимости от результатов Сёртиса и Кларк приносило ему титул. Сёртису надо было набирать на шесть очков больше, чем Хилл, т.е. или выигрывать гонку, или завершать её на втором месте, но при этом Хилла на подиуме быть не должно. Кларку нужна была только победа при финишах соперников вне призовой тройки.

При этом из этой троицы быстрейшим был шотландец, но его “Лотус” страдал от хронических отказов двигателя. Однако когда Кларк финишировал, он побеждал. “Феррари” набрали скорость только во второй половине сезона, а вот действующий чемпион Хилл брал если не скоростью, так стабильностью и надёжностью.

Заявочный список почти не отличался от предыдущего этапа, БП США. Исключение составили отсутствие команды “Хонда”, которая уехала в Японию для работы над автомобилем, и замена за рулём запасного автомобиля команды “Лотус” одного местного гонщика, американца Уолта Хансгена, другим — мексиканцем Мойзесом Соланой. Кроме того, из-за того, что автомобили были доставлены в Мексику в том состоянии, в котором она закончили гонку в США, механикам предстояло много работы. Более того, командам предстояло ещё и решить проблему потери до 25% мощности двигателями из-за условий высокогорья — менее всего от этого пострадали команды “Феррари” (выступающие в Северной Америке в бело-голубой цветовой гамме полузаводской американской команды Луиджи Кинетти из-за разногласий Энцо Феррари с ФИА), БРМ и их клиенты; де-факто преимущество получил Сёртис, т.к. он единственный использовал 12-цилиндровый двигатель.

Из-за проблем с топливным насосом Кларк, показавший лучшее время пятничных тренировок, во время сессии поменялся машинами с партнёром по “Тим Лотус” Майком Спенсом, сменив свой привычный “Лотус 25” на 33-ю, новую, но ещё не доведённую до ума модель. При этом улучшив своё же время на шесть десятых секунды, показав время на 3,5 секунды лучше чем у Спенса на этом же автомобиле. Дэн Гёрни разделил с шотландцем первый ряд, на втором расположились гонщики “Феррари”. Несмотря на то, что на серии длинных кругов БРМ Хилла ехала неплохо, в целом на мексиканской трассе в тот уик-энд лондонец уступал около секунды с круга Сёртису и две с половиной – Кларку. В итоге в команде после тренировок решили заменить двигатель на автомобиле Хилла.

Кларк, стартовав с поул-позиции, уже после первого круга существенно опережал Гёрни из “Брэбем”. Хилл замешкался на старте из-за очков (лопнула удерживающая их резинка) и после первого круга был только десятым (при старте шестым); Сёртис также ужасно стартовал из-за проблем с зажиганием и откатился с четвёртого на 13-е место. При таком раскладе чемпионом становился Кларк. Но уже к 12-му кругу Хилл вышел на третью позицию, при этом Сёртис ехал только шестым. В такой ситуации чемпионство переходило к Хиллу — 39 очка минус три за БП Нидерландов и плюс четыре за БП Мексики = 40 очков, при этом Кларк набирал только 39.

Когда Мексика решала

Гёрни существенно опережал Хилла и проходил круги быстрее англичанина, с которым за позицию боролся Лоренцо Бандини, партнёр Сёртиса по “Скудерии Феррари”. Несколько раз итальянец догонял и практически касался БРМ в шпильке Оркийя, причём Хилл возмущённо размахивал руками, давая понять, что он не доволен стилем вождения соперника, пока на 31-м круге не произошёл контакт. Хилл по внешнему радиусу выезжал впереди Бандини, оставляя тому место после позднего торможения, но тот стал слишком широко выходить из поворота, прижимая англичанина к барьеру. Гонщик БРМ старался избежать контакта, но в итоге проскочить мимо не успел – “Феррари” №8 ударил тёмно-зелёный автомобиль в заднее колесо. Автомобиль Хилла развернуло, вдобавок о рельс безопасности помялись выхлопные трубы.

Мимо Хилла и Бандини проехал Сёртис, выбравшейся уже на пятое место, Бандини сумел остаться четвёртым, а Хилл откатился на шестое место, но кругом спустя заехал в боксы, где механики отломали сломанные куски труб, чтобы вновь открыть каналы выхода для выхлопных газов, и выпустили автомобиль обратно на трассу, но только на 13-м месте. Грэм Хилл приложил все усилия для отыгрыша позиций, но на не совсем исправном автомобиле пришлось заезжать в боксы вновь – из-за проблем с дросселем, – и он смог подняться только на 10-е место, которое ближе к финишу стало 11-м, после того, как его обогнал Солана.

К тому моменту в гонке лидировал Кларк, а вторым, отставая на 20 секунд, по-прежнему был Гёрни, но теперь Сёртис занимал третье место. Но через несколько кругов после инцидента Хилл/Бандини у чемпиона мира по мотогонкам вновь начались проблемы с зажиганием, и он уступил позицию Бандини, теряя какие-либо шансы занять приносящее титул второе место. При этом Джону Сёртису ещё стоило поблагодарить судьбу, что его соперник — Джек Брэбем, — с которым он боролся до того, как вышел на третье место, сделал вынужденный пит-стоп, также из-за проблем с зажиганием. При такой ситуации чемпионом становился Кларк — равенство очков с Хиллом, но у шотландца было бы четыре победы против двух.

Статус-кво в гонке сохранялся практически до самого клетчатого флага. Но за восемь кругов до финиша Кларк обнаружил полосу масла на трассе в шпильке. Избрав другую траекторию входа в поворот, он кругом спустя понял, что масло это — из его двигателя. Шотландец сбросил темп, но это теперь не имело особого значения — масляной насос уже отказал, и масло вытекало из двигателя. 64-й круг из 65 он заканчивал «ползком» ещё лидером, но уже с неработающим двигателем, и на стартовой прямой мимо него пронёсся Гёрни. Таким образом, в начале 65-го круга позиции стали следующими — Гёрни-Бандини-Кларк, что делало Чемпионом мира Хилла. Но менеджер “Скудерия Феррари” отслеживал ситуацию и ещё ранее отдал приказ Бандини выпустить Сёртиса вперёд. Это итальянец и сделал на последнем круге – тяжело не отреагировать на просьбу команды, когда та чуть ли не в полном составе стоит едва не посреди трассы и не машет тебе руками.

В итоге с более чем минутным преимуществом победил американский гонщик “Брэбем”, вторым финишировал Сёртис, третьим — Бандини. Майк Спенс из “Лотус” занял 4-е место, Кларк получил классификацию на 5-м месте. Шестым с отставанием в один круг, впервые набрав первые очки в зачёт ЧМ в своём единственной в том году выступлении в Ф1, за рулём третьего автомобиля “Феррари” финишировал Педро Родригес — мексиканский гонщик, проводивший всего свою третью в карьере гонку Ф1.

Набрав 40 очков, Сёртис опередил в общем зачёте Хилла всего на один пункт и стал единственным на данный момент гонщиком, завоевавшим титулы Чемпиона мира в высших классах авто- и мотогонок. Кроме того, “Феррари” завоевала свой второй Кубок конструкторов. По легенде, после гонки раздосадованный Хилл отправил Бандини самоучитель по вождению автомобиля, однако в своих мемуарах англичанин позднее писал, что он не верит в умышленность действий итальянца – скорее всего тот просто переоценил свои силы.

Когда Мексика решалаКогда Мексика решала

Сезон гонок гран-при того года был вторым для регламента трёхлитровой формулы и, после переходного 1966-го, в котором благодаря простым и надёжным двигателям доминировали гонщики «Брэбем», гонки гран-при потихоньку стали обретать привычных и новых фаворитов. Нет, австралийские автомобили всё также практически всегда оказывались на финише в первой тройке, но лишь благодаря тому, что гораздо более быстрые «Лотусы» и «Иглы» просто рассыпались ещё до клетчатого флага.

Таким образом, к последнему гран-при сезона претендентами на титул добрались только два человека: Джек Брэбем и гонщик его команды Денни Халм. У обоих было по два схода, оба из которых произошли по одинаковой причине – из-за проблем с двигателем. Только в этот раз лидером сезона был не Брэбем, а Халм. Причина была достаточно прозаична – все новинки австралиец изначально устанавливал на свой автомобиль, и все детские болезни также доставались именно ему.

Всё это привело к тому, что к финальной гонке преимущество новозеландца над своим босом составляло пять очков. Но была ещё одна проблема: в итоговый протокол чемпионата не шло по худшему результату каждой половины сезона, т.е. засчитывались не 11, а девять гонок. У Халма сходы выпали и на первую, и вторую половину, так что в Мексике он набирал очки по полной программе. А вот Брэбем оба раза не финишировал ещё до водораздела сезона, так что финиш пятым или шестым в Мехико ему не давал никакого прироста баланса. Не устраивало его и второе место, которое из-за особенностей начисления очков приносило лишь четыре балла. Джеку Брэбему нужна была только победа при одновременном сходе или хотя бы финише вне топ-5 Халма.

Конечно, австралиец, как босс команды, мог выдать своему гонщику некондиционную технику. Либо вовсе после Италии, когда стало понятно, что шансы догнать Халма в оставшихся двух гонках остались только у самого Брэбема, выставить новозеландца за двери. Но времена тогда были другие, и такого поступка никто бы не понял. Да и титул, кроме морального удовлетворения (а было бы оно в случае настолько жёсткой командой тактики?), никаких дивидендов не приносил, в отличие от стартовых и призовых денег, которые в североамериканских гонках были щедрыми, и логично было бы в них использовать наилучших гонщиков, имеющихся в распоряжении команды. И в Мексике Халм, как и Брэбем, получил полностью перебранный после США двигатель «Репко».

Несмотря на борьбу между собой в чемпионате, отношения Брэбема и Халма оставались достаточно хорошими. Безусловно, чем ближе был конец сезона, тем сильнее чувствовалось напряжение (но не неприятие) между ними, но решение было найдено более чем устраивавшее обоих – они просто стали меньше между собой общаться. Это особенно было забавно в их случае, так как оба никогда не считались разговорчивыми людьми.

После первой тренировки мексиканского гран-при сразу стало понятно, что с Джимом Кларком на «Лотус 49» с новеньким «Форд Косуорт» по-прежнему тягаться по скорости не под силу никому, и единственная надежда у соперников на победу может быть связана исключительно с техническими (традиционными для «Лотус») техническими проблемами. Второе время пятницы показал Халм, причём в какой-то момент даже казалось, что его скорость сопоставима с шотландцем, но в субботу он уже был только шестым, пусть и немного улучшившись. При этом Брэбем снял со своего пятничного времени две секунды (хороший результат ему не позволил показать сгоревший двигатель) и стал пятым. Так оба «Брэбема» и заняли третий ряд на старте. Впереди расположились Кларк и Крис Эймон на «Феррари», а за их спинами – Дэн Гёрни и второй «Лотус» Грэм Хилла.

От Гёрни Кларку и прилетело на старте – старт был дан достаточно неуклюже, и американец пнул автомобиль замешкавшегося шотландца, что позволило выскочить вперёд Хиллу и Эймону. У «Игла» же оказался пробит радиатор и сине-белый автомобиль в гонке проехал только четыре круга.

Когда Мексика решала

«Феррари» против летучего шотландца продержалась всего круг, а на третьем Кларк проехал мимо и Хилла, после чего стал уходить в точку. Позади же поначалу образовалась плотная группа – второй «Лотус» никак не мог стряхнуть с себя Эймона, за которым следовал Джек Брэбем. А позади этого трио на некотором отдалении ехали Мойзес Солана, Джон Сёртис, Брюс Макларен и проваливший старт Халм. Но уже к шестому кругу новозеландец на австралийском автомобиле вышел на шестое место и повёл упорную борьбу с Соланой, который изо всех сил хотел отличиться перед домашними трибунами за рулём третьего «Лотуса». 12-й круг – и Халм уже пятый (ещё через круг Солана сойдёт из-за поломки подвески), но к этому времени Брэбем уже отъехал вперёд секунд на десять, в свою очередь проигрывая около пяти секунд паре Хилл/Эймон. На 18-м круге гонщик «Феррари» таки выходит вперёд, но вскоре становится понятно, почему – на «Лотус» Хилла проблемы с подвеской и приводом.

После чего Гран-при Мексики ушло в спокойное русло: впереди в своей отдельной лиге ехал Кларк, за ним в секундах 20 позади (и отставание, несмотря на барахлящее сцепление, всё увеличивалось) – Эймон, от которого на десять секунд отставал Брэбем, причём австралиец не нагонял «Феррари». А на четвёртом месте неспеша к финишу катил Халм, при этом «Хонда» Сёртиса, несмотря на улучшенную систему впрыска, не держала даже его темп.

Всё меняется за три круга до финиша – сходит один из лидеров. Нет, не Кларк. А Эймон – у «везучего» новозеландца просто закончилось топливо. Но, как говорилось выше, второе место Джека Брэбема не спасало, да и Халм также финишировал в той гонке – на третьем месте, хотя для того чтобы не зависеть от результата своего босса ему было достаточно и четвёртого. Это может показаться сейчас удивительным, но после финиша всё внимание прессы и паддока было приковано к Кларку, который проехал ту же дистанцию гран-при, что и в прошлом году, на семь минут быстрее. А Халм просто вернулся в боксы и даже и не думал праздновать титул, тем более что все гонщики и персонал команд вскоре отправился на корриду, где на ринг вышли даже некоторые из гонщиков.

А 1968-й Джек Брэбем и Денни Халм проводили уже в разных командах. Нет, новозеландец ушёл из «Брэбем» не из-за того, что титул достался ему, а не боссу. Ещё по ходу сезона Халм решил, что по окончанию года вернётся либо на родину, либо перейдёт в новозеландскую команду Брюса Макларена, с которой он был знаком по гонкам «Кан-Ам». Что и произошло. Да и Брэбем очень хотел подписать контракт с Йохеном Риндтом, поэтому уходу чемпиона особо и не противился.

1968-й стал годом серьёзных перемен – “Форд Косуорт” стал самым массовым двигателем в пелотоне гонок гран-при, аэродинамика стала приобретать всё большего значения, погиб Джим Кларк, начали набирать силу Джеки Стюарт и команда Брюса Макларена. И сезон получился достаточно хаотичным, в котором явного фаворита не было.

Перед последним этапом расклад был следующим: 39 очков у Грэма Хилла против 36 у Джеки Стюарта и 33 у Денни Халма. Новозеландцу для второго подряд титула нужна была победа при финише Хилла не выше четвёртого места, при этом результат Стюарта не имел значения. Шотландцу же нужно было финишировать третьим при сходе Хилла, вторым при финише Хилла пятым и победе не Халма, или побеждать, чтобы не зависеть от результатов соперников. Хиллу же надо было просто финишировать впереди соперников или просто вторым при условии, что победит не Стюарт. Ну или побеждать и вообще не заморачиваться, кто на каком месте находится.

Перед первой тренировкой Колин Чэпмен позволил Хиллу самостоятельно решить, какой автомобиль он хочет – с крыльями или без. Но поскольку тот, который не брал англичанин, доставался местному Мойзесу Солане, то мексиканец, вместо того, чтобы находится на трассе, просто сидел и ждал, когда ему дадут порулить. Местные журналисты, наблюдая за ситуацией со стороны, решили, что их соотечественника обижают, и насели на Чэпмена, который сорвался в итоге на Хилле, который никак не могу определиться. В итоге, чтобы разрядить ситуацию, второй гонщик команды Джеки Оливер временно уступил свой автомобиль мексиканцу. В конце концов Хилл выбрал крылья, но тут уже настала его очередь наехать на Чэпмена: автомобиль был разбалансирован от слова совсем, и проблему эту не удалось решить даже к гонке – баланс передка из-за замены колеса так и не был подобран.

Лучшим в тренировках стал Йо Зифферт, четыре десятых ему проиграл Крис Эймон, Хилл и Халм, испытывавший проблемы со сцеплением, заняли второй ряд, а вот Стюарт, несмотря на то, что поначалу возглавлял протокол пятничной сессии, оказался только седьмым, уступив почти полторы секунды гонщику Роба Уокера, и более полусекунды своим соперникам по чемпионату. Дело было в том, что в субботней тренировке у его “Матры” отвалилось колесо, разворотив попутно подвеску, и ему пришлось пересаживаться на запасной автомобиль. Однако в ночь перед стартом было принято решение вернуться к использованию основной техники, и время, позволявшее стартовать пятым, показанное на запасной “Матре”, было аннулировано.

Со старта борьбу за лидерство повели Хилл и Стюарт: Зифферт, равно как и Эймон, замешкались, между ними проскочил гонщик “Лотуса” и стартовавший шестым Джон Сёртис, однако первый круг лидером завершил чемпион 1962 года. На втором круге гонщика “Хонды” прошли Стюарт с Халмом, но статус-кво сохранялся недолго. На четвёртом круге шотландец вышел в лидеры, а Зифферт к шестому кругу разобрался с соперниками и с восьмого места поднялся на третье.

Когда Мексика решала

В первой трети гонки Хилл никогда, несмотря на проблемы с задним крылом (система наподобие нынешней ДРС просто сломалась), не опускался ниже второго места, а выйдя вновь в лидеры на 25-м круге, уже никому эту позицию не уступил. Более того, раскачав и обогнав Стюарта на девятом круге и заметив, что Зифферт не так уж и далеко позади, Грэм сбросил темп, позволив швейцарцу приблизиться, а после заблокировал “Матру” Джеки Стюарта и дал частному “Лотусу” выйти в лидеры. После чего сел в драфт и они парой постепенно стали отрываться от шотландца.

Правда, после обрыва дросселя на автомобиле Зифферта Стюарт вновь приблизился и держался вплотную за “Лотусом” Хилла вплоть до 38 круга (из 65). Но затем “Матра” шотландца стала терять скорость из-за перебоев с подачей топлива (часть резиновой оболочки бака отслоилась и забила инжектор), и Стюарт в итоге финишировал лишь седьмым с отставанием в один круг. Это при том, что шотландец провёл несколько дополнительных тренировочных дней в уик-энд до гран-при, в то время как Хилл гонялся в Европе. А ещё один соперник Грэма Хилла, действующий чемпион Халм, занимая четвёртое место, устранился ещё на 11-м круге, попав в аварию из-за поломки подвески, так что очередной титул был у “Лотус” в кармане ещё до финиша гонки.

Но под финиш Хилл едва не потерял победу – ближе к финишу он несколько сбросил темп, и его нагнали отстававшие на круг Педро Родригес и Оливер. Желая помочь партнёру по команде взять третье место, англичанин притормозил мексиканца, и тот его едва не вынес в “Лотус” лидера в шпильке, что было бы весьма иронично с учётом событий четырёхгодичной давности, но обошлось.

Вторым с отставанием в минуту с третью гонку закончил Брюс Макларен, большую часть гонки боровшийся с Джеком Брэбемом (сошёл за шесть кругов до финиша из-за проблем с давлением масла), Оливер таки стал третьим, пятым гонку закончил Йо Боннье, пересевший по ходу гран-при с “Макларен-БРМ” на “Хонду”, а Зифферт, прорывавшийся наверх после четырёхминутного пит-стопа, шесть раз обновил рекорд круга и незадолго до финиша опередил Джеки Стюарта в борьбе за шестое место.

Итоговый расклад в чемпионате после Мексики стал 48 очков у Грэма Хилла против всё тех же 36 и 33 у Джеки Стюарта и Денни Халма, и он даже близко не отображал всю ту драму, которая происходила в гонках гран-при в том году.

В 1969-м Джеки Стюарт уже не тянул до Мексики, оформив свой первый титул за полтора месяца до, в Италии, а 1970 году Жаки Икс, хоть и победил в Мехико, но чемпионом не стал – ибо для того чтобы опередить покойного Йохена Риндта, ему надо было побеждать и на предыдущем этапе в США. А с 1971 года пути гонок гран-при и Мексики разошлись на 15 лет…

Источник