Кто и зачем придумал закрылки в НАСКАР

08.04.2020 16:22

Каждый из вас, кто смотрел гонки современного НАСКАР, вероятно, видел работу закрылков на крышах машин. Но кто их придумал, а главное, когда были разработаны эти закрылки?

В период с 1991 по 1993 года во время гонок НАСКАР в воздухе побывало 15 машин. Набрав большую скорость, воздух проходил над крышей под плохим углом, что и заставляло автомобили взлетать. Это была классическая ситуация для овалов протяженностью более двух миль. Руководство это не устраивало и нужно было с этим что-то делать.

Три переворота в воздухе совершил Фойт во время Дейтоны 1978 года. На 69-м круге “Бьюик” Фойта начало сносить а выходе из триовала. В момент, когда машина достигла определенного угла, правая сторона машины поднялась в воздух и автомобиль совершил шесть оборотов в воздухе. После аварии Фойт находился без сознания 15 минут, а также повредил плечо.

В восьмидесятые и начале девяностых такие аварии стали более распространенными. Бобби Эллисон, Ричард Петти, Дейл Эрнхард сташий – все они стали жертвами подобных аварий.

По окончанию кубка 1993 года НАСКАР собрал группу инженеров, чтобы найти решение данной проблемы. Руководство хотело найти способ удержать машины на земле. Технический директор НАСКАР, Гэри Нельсон, руководил исследовательской группой. Он лично хотел, чтобы этот кошмар закончился.

Самое интересное это то, как группа проводила тесты. Привязав машину кубка к прицепу грузовика, они привезли ее на аэропорт в округе Дарлингтон. Грузовик с машиной были припаркованы перед реактивным самолетом, который разгоняя свои двигатели направлял поток воздуха прямо на автомобиль. Поток воздуха достигал скорости 180 миль в час.

Благодаря этим испытаниям, инженерам удалось узнать точную скорость, при которой автомобиль отрывало от земли. Также, им удалось обнаружить, что скорость подъема машины в воздух, зависит и от угла разворота. Так, например, если машину развернуло на 150 градусов, то для подъема понадобилось бы 145 миль в час. Но если машину крутануло на 160 градусов, то уже необходимо 161 миля в час.

Инженерам удалось разобраться, что проблема не в том, что воздух попадает под автомобиль, а в том, что воздух проходит над машиной под плохим углом, что создавало вакуум низкого давления. В патенте на закрылки написано следующее:

Дизайнерам пришла идея заставить этот аспект работать в их пользу. Так, воздух использовался, чтобы поднять закрылки естественным путём. В момент, когда они поднимались, низкое давление нарушалось, и, следовательно, не позволяло автомобилю взлететь в воздух.

После того, как Нельсон и группа инженеров определились с формой закрылков и местом их расположения, машины отправили на испытания, проходившие на базе “Форда” и “Дженерал Моторс”. Кроме того “Роуш Рэйсинг” разработала закрылки таким образом, чтобы они удерживались на месте на большой скорости и не открывалсь без нужды.

Патент на дизайн был применен 14 января 1994 года и закреплен за НАСКАР в декабре того же года. Эффективность этой разработки была очевидной. На банкете по результатам сезона, команда разработчиков, придумавших закрылки, была награждена премией за инновации.

В июне 1994 года изобретатель по имени Уильям Харауэй подал заявку на патент аналогичного устройства. По его замыслу, задний спойлер был прикреплен на шарнирах, которые приводили его в движение, если машина начинала вращаться.

В сентябр 1998 года Харауэй подал иск против НАСКАР, Нельсона и Рауша, утверждая, что его патент был нарушен. НАСКАР подал встречный иск против Харауэя, требуя оплатить судебные издержки. Весной 1999 года адвокат Уильяма прекратил работу, а последний не смог найти нового. В 2003 году судья штат Делавэр вынудил Харауэя выплатить НАСКАР более 13 000 долларов в качестве оплаты юридических услуг, а иск был закрыт.

Никто не спорит с тем, что закрылки являются одним из величайших инноваций в плане безопасности НАСКАР, учитывая постоянный рост скоростей, а также ущерб, наносимый “воздушной ловушкой”. Без преувеличения можно сказать, что закрылки пасли многие жизни.

Источник