НАСКАР и флаги конфедератов. Как ассоциация прошла путь от катания маскота на капоте автомобиля победителя, до запрета флага КША

14.06.2020 1:42

НАСКАР и флаги конфедератов. Как ассоциация прошла путь от катания маскота на капоте автомобиля победителя, до запрета флага КША

С течением времени можно заметить, что НАСКАР регулярно делает шаги навстречу здравому смыслу и старается услышать голос каждого болельщика. Постепенно прошло то время, когда НАСКАР был так называемой “забавой белых южан”. Этот спорт уже давно не принадлежит Югу, “дикси” или “реднекам”. Гонки сток-каров уже давно стали зрелищем не столько национального, сколько мирового масштаба.

И до недавнего времени на трибуны автодромов болельщики приносили знамёна конфедератов. Да, у флага Конфедеративных Штатов Америки есть своя историческая ценность и её нельзя забывать и нельзя запрещать, так как мы не имеем никакого морального права забывать о прошлом и об истории. Но скажите, разве с целью образования и просвещения болельщики носили на трибуны флаги страны, в которой открыто поддерживалось рабовладение и угнетение целой расы людей? Никто не говорит, что быть уроженцем Юга США и потомком рабовладельцев – плохо. Никто из нас не выбирает, как и где родиться, мы просто рождаемся и вершим свою историю сами.

И НАСКАР также вершит свою историю. Ассоциация сделала большой шаг, который назревал уже не один год и запретила флаги конфедератов на трибунах автодромов. А ведь не так и давно каких-то 70 лет назад Фрэнк Манди выходил на старт гонок с изображением флага конфедератов на своём гоночном автомобиле.

И это не единственный случай использования запрещённой, ныне, символики на гонках НАСКАР. Особенно этим славился Дарлингтон. Гонки “Саутерн 500” и “Ребел 400” активно использовали этот флаг для того, чтобы продвинуть свои гонки и поднять их популярность. Но даже это не смотрится так дико сейчас, как использование маскота. В тот период, когда чернокожее население Америки начало поднимать головы и открыто сражаться за те права, которые, казалось бы, им гарантировала конституция Соединённых Штатов Америки, победитель гонки в Дарлингтоне вёз, на “аллею победителей” на своём капоте Джонни Рэба (Ребела). Джонни Рэб (иначе – Джонии Ребел) является персонифицированным символом американского Юга периода Гражданской войны 1861-65 годов ХIХ века.

В начале и середине шестидесятых роль этого маскота исполнял голландский беженец Боб Ван Витценбург. Он прибыл в США после Второй Мировой Войны, где сражался на стороне нидерландского подполья. По словам Ван Витценбурга, он изображал роль Джонни Рэба, испытывая гордость за то, что юг США подарил ему новую жизнь, которую невозможно сравнить с тем, что ему пришлось пережить в войну и послевоенные годы.

То есть тогда в восприятии людей не было ничего необычного в том, что победитель гонки в Дарлингтоне катал на капоте визуализацию угнетения одной расы, другой. Но уже тогда, действия как мирных протестантов, в лице Доктора Кинга и его соратников, так и более радикальных, к которым относилась “Партия Чёрных Пантер” во главе с её лидерами Хьюи Ньютоном и Бобби Силом смогли призвать общество открыть глаза на сегрегацию чернокожего и коренного населения США. Впоследствии этот позорный маскот был убран с постгоночных церемоний, а флаги конфедератов, как символ противодействия борьбе за гражданские права людей стал всё реже и реже появляться на гоночных программках. Последний раз знамя КША появилось на программке гонки в Дарлингтоне в 1980 году.

НАСКАР и флаги конфедератов. Как ассоциация прошла путь от катания маскота на капоте автомобиля победителя, до запрета флага КША

Но и после этого, когда НАСКАР дала понять, что флаг конфедератов это не совсем то, что они хотят видеть, некоторые организации предпринимали попытки вернуть знамёна на гонки сток-каров. Один из таких случаев имел место в 1993 году, когда “Сыновья ветеранов конфедерации” приняли решение спонсировать автомобиль под номером 62, которым управлял Клэй Янг. Дело в том, что организация, считающая себя “неполитической, исторической, патриотической организацией, призванной обеспечить сохранение истинной истории периода 1861 – 1865 годов” имеет своей эмблемой флаг КША.

Разумеется, НАСКАР была до предела возмущена таким сотрудничеством и просто запретила Хенли Грэю выставлять свою машину и гонщика, пока на автомобиле наклеен флаг Конфедеративных Штатов. Что интересно, в интернете до сих пор можно найти “дайкасты” той самой цветовой схемы, с которой Янг собирался выступить в Атланте.

В 2000 году в США был поднят вопрос о допустимости использования символа сегрегации и угнетения чернокожих американцев и НАСКАР, в общем-то, не смогло сделать радикальный шаг, оставив, зрителям, возможность приносить полотнища конфедератов на гонки. Ассоциация ограничилась лишь тем, что “забанила” флаг КША среди участников соревнований.

Келли-Эрнхардт Миллер рассказывала, что у её отца был автомобиль, на котором был наклеен стикер с флагом конфедератов и надписью “Американец по происхождению, Южанин по милости Божией”. Придавал ли Дэйл Эрнхардт-старший этому значение? В тот период на семейство Эрнхардтов работала экономка по имени Энн. Келли говорит, что Энн, афроамериканка, поинтересовалась у мачехи Келли стикером на машине Дэйла.

Сама Келли не то чтобы придала особое значение этому вопросу. Вероятно, в силу возраста и недостаточности знаний она не могла, до конца, предположить, сколь оскорбительным может быть этот символ для людей. Но, рассказывает владелица “Джей-Ар Моторспортс”, в тот же день она увидела, как Дэйл-старший ножом выскребал флаг конфедератов с бампера своего автомобиля. По словам Келли “Устрашителю” было стыдно, что он не сделал этого раньше, ведь, как поделилась Келли, её отец не был человеком, который хотел бы оскорбить или унизить других людей, особенно используя символы расизма и сегрегации.

Последний раз флаги конфедератов могли появиться в гонке серии АРКА в 2009 году, когда “Сыновья ветеранов конфедерации” попробовали договориться с Джеймсом Хилтоном, но даже обход всех правил не позволил им провести знамя конфедератов на гонку. Руководство “Дейтона Интернэйшнл Спидвей” запретило использование символики угнетения, после чего флаги появлялись лишь по инициативе болельщиков. Но теперь НАСКАР смогла проявить волю и сделать атмосферу на трибунах более благоприятной и безопасной для болельщиков.

Источник