НАСКАР против дождя. Чем закончились тесты дождевой резины на овале

30.04.2020 19:32

НАСКАР против дождя. Чем закончились тесты дождевой резины на овале

Каждый раз этот вопрос из уст новых болельщиков и тех, кто мало интересуется НАСКАРом, заставляет тяжело вздыхать тех, кто несётся с работы на всех парах, чтобы успеть на трансляцию гонки, которую “смыл” дождь в воскресенье. Из сезона в сезон несколько гонок Кубка, да и не только Кубка, переносят из-за того, что над трассой сгустились тучи и дождь хлынул прямо на автодром.

НАСКАР не гоняется на овалах под дождём. С середины 60-х годов ХХ века, когда ввели “слики”, даже думать об этом стало чем-то постыдным. Даже в сухих условиях тяжеленные машины, несущиеся по автодрому на невероятных скоростях, очень сложно удержать, ведь любая ошибка чревата срывом колёс и страшной аварией. А представьте, если ещё и трасса мокрая. Даже на гражданском автомобиле, оборудованным резиной со специальными, водоотводящими канавками, колёсами вы рискуете улететь с прямо дорожного полотна на скорости свыше 50 километров в час. О чём, вообще, можно говорить, когда по бетонному жёлобу пытаются разогнаться до двухсот миль?

Именно поэтому гонки НАСКАРа в дождь возможно провести только на дорожных трассах. Из самой свежей истории на ум приходит дождевая гонка “Иксфинити Сериес” в Мид-Огайо в 2016-м. Но даже там, на дорожной трассе было какое сверхъестественное количество разворотов и вылетов. К слову, даже на дорожных трассах, до определённого момента, НАСКАР не проводила гонки, если над автодромом лил дождь.

Впрочем, ещё в середине 1990-х годов людям надоело сидеть под дождём и ждать, когда же, всё-таки, небо прорвёт солнечными лучами, спецтехника высушит трассу и можно снова попробовать выехать на дорожное полотно. И если раньше дождь не был гигантской проблемой, ведь начиная с 1972 года редко когда количество гонок превышало 30, заезд можно было перенести на резервные выходные, то к началу девяностых количество нерабочих дней в США несколько снизилось и переносы стало проводить сложнее.

Из ситуации выходили тем, что переносили гонки на понедельник. Кстати, эта мера работает и по сегодняшний день. Так была перенесена первая гонка приостановленного, из-за пандемии коронавируса, сезона-2020, состоявшаяся в Дейтоне.

В итоге, к 1995 году шинная компания “Гудьир” и руководство НАСКАР пришло к выводу, что дождевые покрышки необходимы. К лету “Гудьир” подготовила специальный комплект шин с протектором, который планировали испытать на трассе “Уоткинс-Глен Интернэйшнл”. К вящей радости сотрудников компании, 11 августа, в пятницу, над трассой сгустились тучи и пошёл дождь.

Неожиданность в виде дождя поставила в тупик шинников, привёзших всего один комплект. Пока они бросились надевать свои колёса на запасной автомобиль Дэйла Эрнхардта-старшего, дождь перешёл в мелкую морось. К моменту, когда Эрнхардт собирался выехать на трассу солнце уже вовсю досушивало остатки влаги в углах поворотов и никаких тестов в боевых условиях не вышло.

Впрочем, дождь ожидался в субботу, поэтому на пятничный конфуз никто не обратил внимания. И, хотя дождевым шинам не удалось дебютировать на дорожнике в пятницу, они привлекли внимание Марка Мартина. Гонщик Джека Рауша заявил, что это очень интересная затея и ему хотелось бы попробовать их на овале.

“Я бы хотел, чтобы мы протестировали эти шины на овале, – говорил Мартин журналисту Чарли Куну. – Мы должны проводить гонки по воскресеньям и разъезжаться по домам. У нас и так достаточно гонок каждую неделю”.

Дэйл Эрнхардт-старший тестирует дождевую резину на трассе “Уоткинс-Глен Интернэйшнл”.

Как и ожидалось, в субботу небо затянуло свинцовыми облаками и дождь поливал землю практически с самого утра. “Гудьир” и гонщик “Ричард Чилдресс Рэйсинг” Дэйл Эрнхардт-старший уже были готовы. К слову, заинтересованный новинкой Марк Мартин тоже внимательно наблюдал за тем, как покажут себя покрышки с протектором.

“Я в восторге от того, что произойдёт, – говорил воодушевлённый Эрнхардт, – и очень ценю то, что стану частью такого события. Я думаю, что возможность выехать на трассу на дождевой резине, которую мне предоставили, открывает возможность для проведения гонок в Сирс-Пойнт и Уоткинс-Глен”.

К моменту выезда Эрнхардта на трассу дождь сбавил интенсивность, но автодром оставался довольно мокрым. Семикратный чемпион Кубка проехал по трассе шесть кругов и показал лучший круг, разогнав свой автомобиль до 92.094 миль на круге. Следом за “Устрашителем” на автодром выехал Марк Мартин. Гонщику “Рауш-Фенвэй Рэйсинг” удалось немного превзойти скорость, продемонстрированную Эрнхардтом. Лучший круг Мартина застыл на отметке 92.527 мили. Оба гонщика остались впечатлены работой резины. Мартин добавил, что работа над резиной почти закончена и теперь настал черёд гонщиков повышать свой уровень и учиться водить гоночный автомобиль на мокрой трассе.

Следующим испытанием шин “Гудьир” должен был стать овал. Слова Марка Мартина придали энтузиазма не только шинникам, но и всем вокруг. Всем скорее хотелось увидеть, как же поведут себя дождевые шины на овальном автодроме. Ближайшего дождя пришлось ждать месяц и он пришёлся на уик-энд, проходивший в Мартинсвилле.

Несмотря на то, что “скрепка” является шорт-треком, желающих тестировать новые покрышки почти не оказалось. “Гудьир” смогли убедить Рика Хендрика, чтобы он предоставил им запасное шасси Терри Лабонте для испытаний комплекта дождевых шин для овалов. Управлять автомобилем стал сам Терри.

Важным моментом этой истории является то, что “Гудьир” не планировала проведение гонок под дождём на овалах. Если на дорожниках эта тема нашла своё применение, то план “Гудьир” на овальные гонки заключался в том, что покрышки для влажных условий позволят гонщикам стартовать на мокрой трассе не дожидаясь её высыхания. То есть никто не собирался проводить гонки под аккомпанемент дождя. “Гудьир” планировала сократить время ожидания, позволив гонщикам выехать раньше, чем трасса полностью высохнет.

Именно этот момент отметил и Терри Лабонте, когда рассказал, что условия тестов в Мартинсвилле не соответствовали тому, что планировалось изначально.

Лабонте пришлось выводить машину в условиях проливного дождя. Гонщик прошёл шесть “боевых” кругов, после чего загнал автомобиль под навес и остался разочарован дождевой резиной. Как выяснилось, лучшая скорость Лабонте на круге не превышала 70 миль. Для сравнения, скорость поула на этой же трассе в сухих условиях апреля составила 93 мили на круге. Быстрые круги Лабонте оказались близки к поулу Фреда Лоренцена. Тогда, в 1961 году Фред завоевал поул, разогнав свой автомобиль до 70,2 миль на круге.

“Это было не так уж и хорошо, как я ожидал, – сокрушался Терри после тестов. – Теперь-то я понимаю, почему эти парни из “Формулы-1″ зарабатывают свои миллионы. Честно скажу, что это сравни ощущениям управления машиной на льду. То есть я входил в поворот и думал, что ничего у меня из этого не выйдет. Я пытался работать газом и старался удержать машину на плаву. В конце концов, именно на этом шасси мне, на следующей неделе, в Норт-Уилксборо выступать, поэтому я и должен был оставаться осторожен”.

После этой неудачи НАСКАР и “Гудьир” больше не возвращались к теме дождевых шин на овалах. Лишь на выставочной гонке НАСКАРа в Сузуке квалификация прошла на покрышках с протектором. Ещё одни тесты дождевой резины состоялись в Уоткинс-Глен в 2000 году. И лишь в 2008 году дождевые покрышки совершили свой полноценный дебют, когда гонка второго национального дивизиона в Монреале проходила в дождевых условиях.

Источник