Не чувствую себя старым. Почему Мэтт Крафтон до сих пор хочет выиграть титул

07.01.2019 17:45

Не чувствую себя старым. Почему Мэтт Крафтон до сих пор хочет выиграть титул

Наверняка вы что-то слышали про Мэтта Крафтона. Возможно, вы даже знаете, что это за гонщик и чего он добился. Но для тех, кто не знаком с этим спортсменом: Мэтту Крафтону 42 года и он двукратный чемпион дивизиона пикапов. Он выступает в «Гэндер Аутдурс Трак Сериес» с осени 2000 года и за это время успел провести 430 гонок, добившись 14 побед. На протяжении почти всей карьеры, за исключением 2004 года, Крафтон выступает за американо-норвежскую команду «ТорСпорт Рэйсинг».

Мэтт не сильно отличается от других гонщиков. Он также начал гоняться в довольно раннем возрасте и набрал определённый опыт прежде, чем он попал в дивизион пикапов. «Я до 15 лет на картах гонялся, — вспоминает Мэтт. — Потом перебрался в миджеты. Это было веселое время до тех пор, пока я не открыл для себя «Супер Лэйт Модел», это было в середине девяностых годов. В восемнадцать лет я перебрался в гонки по асфальтным и бетонным спидвеям, а в двадцать уже гонялся в «Саутвест Сериес». В 2000 году я выиграл чемпионат и после этого меня пригласила Ронда Торсон и её супруг, чтобы я попробовал себя в пикапах. Дальнейшую мою историю вы и так знаете».

«НАСКАР Саутвест Сериес» — ныне почивший чемпионат, который имел статус полупрофессиональной серии, проводил гонки на Юго-Западе США. Первенство просуществовало тридцать лет, с 1986 по 2006 годы, после чего было закрыто. В 1996 году, когда там дебютировал Мэтт Крафтон, его отец Дэнни доезжал последние гонки в карьере именно здесь. Параллельно с Мэттом в серии выступал Кевин Харвик, который уже к 20 годам пробился в национальный дивизион, он быстро нашёл общий язык с Крафтоном.

Молодой спортсмен довольно долго вкатывался в чемпионат. Первый сезон ушёл на привыкание к мощным и норовистым автомобилям. Крафтон всего шесть раз за 19 гонок попал в топ-10 и всего один раз это попадание закончилось пятым местом в Сономе. В том же 1997 году в первенстве появился гонщик из Невады Курт Буш. В 1998 году Курт получил звание лучшего новичка серии, в одночасье поехав на уровне второгодки Крафтона. Пока Мэтт последовательно улучшал свои результаты, с каждым годом поднимаясь всё выше, Курт Буш в 1999 году просто вынес чемпионат «в одну калитку», выиграв треть всех гонок, в то время, как остальные гонщики не выиграли больше одного заезда. В том числе и Мэтт Крафтон, поднявшийся с седьмого места в 1998-м на пятое в 1999-м.

Ну, а в 2000 году, заматеревший Крафтон, которому к тому моменту уже исполнилось 24 года, сумел взять титул в острой борьбе с Огги Видовичем. Крафтон выдал на удивление стабильный сезон, почти всегда приезжая в топ-10. Двух побед хватило, чтобы опередить Видовича, который победил в первенстве 2000 года целых четыре раза. В дальнейшем стабильность станет основной «фишкой» гонщика. Он не «укатывал» соперников в полотно трека, но постоянно держался среди десятки сильнейших.

Дебют гонщика в «Гэндер Аутдурс Трак Сериес» состоялся в 2000 году, когда семья Торсонов предоставила Мэтту пикап под номером 88 в Фонтане. Гонщик стал девятым и получил контракт на полный сезон. «Дьюк и Ронда Торсоны оказались на удивление лояльными, невероятно хорошими людьми, работать с которыми было большим удовольствием, — рассказывает Мэтт. — В этом бизнесе, знаете ли, так много людей, но доверять им очень сложно. Я ещё будучи юнцом слышал много кошмарных историй о том, как люди уходили, не успев дойти до успехов. В этом плане Дьюк и Ронда меня приятно поразили. Они оба — люди слова. Их слова никогда не расходились с делом на протяжении всего времени. что я работал с ними. Всё, что они говорили, было сделано точно и в срок».

Не чувствую себя старым. Почему Мэтт Крафтон до сих пор хочет выиграть титул

Крафтон выступал в серии неплохо, но никак не мог дотянуться не то что до побед, а даже до топ-5. У гонщика не получалось попасть в топ-10 по итогам чемпионата. После трёх лет сотрудничества с Торсонами Мэтт решил попробовать силы в команде «Кевин Харвик Инкорпорэйтед». «Я против Кевина гонялся ещё в «Саутвест Сериес», — вспоминает гонщик. — Мы тогда были конкурентами, а до того его отец был крю-чифом моего отца. Но даже не этот момент был началом наших отношений. Мой первый гоночный карт был получен именно от семьи Харвиков. Это уже потом мы пересеклись в «Саутвест», а после этого он перешёл в пикапы. Ну, и я последовал за ним, только немного позже. Так что, нет ничего удивительного в том, что я решил ответить согласием на предложение Кевина».

На протяжении всей своей карьеры Мэтт выступал преимущественно в дивизионе пикапов. Он не провёл ни одного полного сезона ни в «Иксфинити Сериес», ни в «Монстер Энерджи Кап». В 2013 и 2014 годах он провёл четыре гонки за рулём «переходящего трофея» под номером 33. Два третьих места в четырёх гонках оказались довольно неплохим результатом. Но это было всё, что Крафтон сделал во втором национальном. Роман же с «Монстер Энерджи Кап» не складывался вообще. На счету гонщика оказалась одна непройденная квалификация в Индианаполисе в 2014 году. Годом позже он подменил травмированного Кайла Буша в «Дейтоне 500». Результатом стало 18 место, после чего Крафтон окончательно закончил заигрывания с высшими лигами сток-каров.

«Я обожаю серию пикапов, — поясняет Крафтон свою любовь. — У меня, конечно были возможности попробовать себя в других сериях, но эти предложения не были теми, которые я ожидал. В конце концов, вместе с Торсонами я управляю машиной, которая позволяет бороться за победы и чемпионский титул. Ничего другого мне и не надо. Мне кажется, что иногда гонщики теряют из виду саму суть. Когда я начал заниматься этим делом, моей целью были победы. Так и должно быть. Гонщик всегда должен стремиться побеждать. Так много гонщиков стремятся попасть в Кубок, а когда попадают, то, финишируя на 25 месте говорят, что день сложился успешно. Да, конечно, спортсмены, выступающие в Кубке получают хорошие деньги. Тем не менее, мне куда приятнее придти домой, зная, что я могу победить и что это будет чертовски весело!»

Первый старт Мэтта Крафтона в «Гэндер Аутдурс Трак Сериес» состоялся в Фонтане. Сейчас этого автодрома нет в расписании пикапов, но Крафтон утверждает, что его возвращение стало бы невероятным событием. Гонщик утверждает, что автодром хорош даже в нынешнем состоянии, со старым асфальтом, который младше, разве что того, который уложен в Атланте. Тем не менее, Крафтон считает это отличным тестом для гонщиков и сам говорит, что хотел бы вернуться в Калифорнию.

«Если вы хотите знать моё мнение, то Фонтана должна вернуться, — ухмыляется гонщик. — Но не буду скрывать, что шорт-треки тоже должны быть в календаре и их должно быть больше. Конечно, какие-нибудь трассы я бы убрал, но поставил бы на их место такие крутые треки, как «Рэйсуэй Парк» в Индианаполисе, вернул бы «Милуокскую Милю». Я бы добавил Соному, Мид-Огайо. Чёрт, знаете, я бы просто все дорожники запихнул в нашу серию! Ну, не просто одни дорожники. Вы понимаете, я знаю наше расписание от и до. Вы не поверите, но болельщики устают. Просто из сезона в сезон одно и то же. А было бы круто запустить гонку на каком-нибудь дорожнике, куда бы точно сто тысяч болельщиков собралось».

Так или иначе, но календарь серии пикапов не столь наполнен, как в Кубке, поэтому гонщикам можно немного отдохнуть и заняться своими делами. Крафтон говорит, что все свои свободные дни проводит на базе команды. Более того, Мэтт даже арендовал помещение рядом с мастерской своей команды, где с коллективом единомышленников готовит автомобили к гонкам по грунтовым овалам. Сам спортсмен признаётся, что любит эти гонки всей душой, но предпочитает трудиться в качестве механика и инженера, предоставляя свои машины другим спортсменам.

Не чувствую себя старым. Почему Мэтт Крафтон до сих пор хочет выиграть титул

Хотя гонщик пробовал свои силы на грунтовых овалах, как в юности, так и в более зрелом возрасте. Спортсмен признаётся, что в Элдоре он гонял ещё до того, как туда пришёл дивизион пикапов, а после этого навыки езды на грунте помогли ему одержать победу. Правда, Мэтт говорит, что водить по грунту пикапы и автомобили, которые для этого строятся — вещи разные. По словам спортсмена, единственным преимуществом тех, кто гонялся по грунту перед теми, кто этого не делал — умение чуть лучше контролировать автомобиль в условиях отсутствия асфальта.

Сезон 2018 года для Мэтта Крафтона сложился не очень удачно. Он так и не смог одержать ни одной победы в сезоне. Такое произошло впервые с 2012 года, когда «ТорСпорт Рэйсинг» переходили с «Шевроле» на «Тойоту». На этот раз команда перебралась с «Тундры» на «Форд Ф-150», но результат оказался таким же — гонщик под номером 88 не добился ни одной победы. Несмотря на это, спортсмен не считает, что ему пора на пенсию. Вместе с Джонни Сотером, Крафтон сейчас представляет поколение гонщиков, начавших гоняться в пикапах, когда некоторые нынешние участники первенства ещё не родились.

«Да, сейчас гонщики очень быстро пролетают те серии, где мы задерживались годами, — рассуждает Мэтт. — Тут дело в чём? Сейчас вы не найдёте такого спонсора, который поддерживал бы гонщика на протяжении всей его карьеры. Даже на сезон это сложно сделать. Поэтому те молодые спортсмены, которые находят поддержку, пытаются выжать из неё всё, что можно. Они заставляют спонсоров работать на максимуме, сами вылезая вон и кожи, чтобы показать себя на национальном уровне.

Но знаете, я не считаю себя слишком старым, по сравнению с молодыми парнями. Нет, серьёзно. Я чувствую себя достаточно хорошо и хочу бороться против этих быстрых мальчиков и девочек. Посмотрите, Рон Хорнэдэй делал это до 50 лет и побеждал ведь! Я не чувствую, что всё, пора заканчивать. У меня до сих пор есть предстартовый мандраж, и я до сих пор нацелен на то, чтобы побеждать.

Мы с Карлом (Джойнером — прим. ред.) довольно давно работаем вместе. Мы научились полностью доверять и полностью понимать друг друга. Я знаю, как донести ему то, что я хочу от своей машины. Он знает, что надо делать, чтобы я был доволен машиной и мог побеждать. В этом сезоне было много нового. Нам пришлось работать с другим шасси. Кроме того, НАСКАР изменила состав резины и у нас были новые шины. Представьте себе, как нам было весело! Новый автомобиль, новые колёса. Все наши старые настройки пришлось спустить в унитаз, потому что они оказались абсолютно бесполезны. Так что мы просто продолжим работать, а победы придут!»

«ТорСпорт Рэйсинг» уже объявила, что Крафтон останется гонщиком команды на следующий сезон. В 2020 году он отметит 20 полноценных сезонов в серии. После 430 гонок Мэтт ещё не готов уходить.

Источник