Отменённые Большие призы Монако
Отмена Большого приза Монако 2020 года из-за пандемии коронавируса стала неприятным известием для многих – этап по улицам княжества считается одним из самых престижных в календаре “Формулы-1”, относясь к тому же к “Тройной короне автоспорта”. Однако это далеко не первый случай, когда гран-при, проходящий по улицам Монте-Карло, отменялся.
Впервые БП Монако прошёл в 1929 году, позволив Автомобильному клубу Монако встать в один ряд с другими автоспортивными организациями Европы. При этом гонка на тот момент не была какой-то особенной – заездов по улицам городов тогда хватало. Но призовой фонд, вдвое больший чем у Большого приза Автомобильного клуба Франции, привлекал лучшие команды и гонщиков, и Монако таки получила статус “гранд эпрёв” для своей гонки. Правда, лишь с 1933 года, и несмотря на несоответствие критерию по минимальной дистанции – по действовавшим тогда правилам подобный гран-при должен был продолжительностью не менее 500 км. Однако правила были обойдены – было принято во внимание количество времени, затрачиваемое на прохождение 100 кругов (318 км) дистанции по улицам Монте-Карло.
Благодаря статусу “гранд эпрёв” гонка в Монако с 1935 года стала одним из этапов чемпионата Европы по автогонкам, однако гран-при 1938 года, запланированный на 7 августа, был отменён. Причина оказалась банальна – деньги. Да, это сейчас княжество – символ богатства и роскоши, но 80 лет назад всё было далеко не так радужно. И когда в 1938-м ведущие команды (читай – “Мерседес” и “Ауто Унион”) запросили сумму в около 500 фунтов стерлингов только стартовых денег за каждый из своих автомобилей (а немцы тогда на старт каждого гран-при выставляли минимум три автомобиля), Автомобильный клуб Монако просто оказался не в состоянии угнаться за ростом затрат в автоспорте, а городские власти, традиционно покрывавшие дефицит бюджета соревнования, на тот момент просто были не готовы это сделать.
Однако Большой приз Монако был всё-таки запланирован на 1939 год, на 16 апреля. Но вновь отменён. Официальная версия гласила, что по финансовым причинам. Однако в заявлении Автомобильного клуба Монако от 24 февраля было сказано, что гран-при отменён “с учётом сложившейся ситуации и неопределённостью относительно потенциальных участников”. Между строк читалось, что после аннексии Германией Чехии и Австрии немецкие команды были не очень желанными гостями в княжестве. Кроме того, рассчитывать на участие итальянских команд смысла не было – им было запрещено участвовать в гонках международной гоночной формулы. А без итальянских команд нечего было и рассчитывать на итальянских болельщиков, которые в то время составляли значительную часть зрителей из-за близости границы, не говоря уже о том, что в условиях приближающейся войны и на туристов, которые и приносили основную выгоду княжеству от проведения гран-при, надежды особой не было.
В 1940-1945 гг. Большой приз Монако не проводился по причине Второй мировой войны, и, несмотря на то, что гонки в Европе в 1946-м уже шли полным ходом, первый послевоенный гран-при в княжестве с трудом (опять финансы) смогли организовать и провести только в 1948 году. Гонка была запланирована и в сезоне 1949 года, на 5 июня, однако 9 мая умер князь Луи Второй, и гран-при отменили в связи с трауром.
Отмена гонки дала время Автомобильному клубу Монако разобраться с финансами и провести гран-при 1950 года. Однако в международном автоспортивном календаре на 1951 год Большой приз Монако не значился – клуб просто не подал заявку на его проведение в ФИА. Его президент Антони Ногэ считал, что гонки гран-при в начале 1950-х превратились в забег двух лошадей, и в подобных условиях, а также с учётом неопределённости регламента международной гоночной формулы №1, проводить БП Монако просто не было смысла.
Однако позднее было решено провести гран-при в 1952-м, но для спортивных автомобилей – это вроде как позволяло обеспечить и должное количество участников, и конкуренцию между ними, а также снизить затраты, связанные с выплатами стартовых денег участникам, и призовым фондом. Изначально опыт был признан успешным, и Автомобильный клуб Монако запланировал гонку на 25 мая 1953 года, также для спортивных автомобилей. Однако впоследствии гран-при был отменён – вновь в связи с финансовыми проблемами.
С 1954 года вступал в действие новый технический регламент Ф1, и в Автомобильном клубе Монако не до конца были уверены в том, успеют ли участники гонок гран-при подготовить новую технику, и сколько этих участников собственно и будет. Поэтому, не желая при этом вновь проводить гонку для спортивных автомобилей, заявка в ФИА вновь не была подана, и в 1954-м гонок в княжестве не было. И, в принципе, в Автоклубе Монако оказались правы – новый автомобиль был только у “Мазерати”. Ни “Лянча”, ни “Мерседес” с новыми автомобилями не успели даже к началу лета, в “Феррари” использовали фактически доработанную технику Ф2, не говоря уже об остальных участниках.
Но на 1955-й Автомобильный клуб Монако подал заявку (при этом гонка получила переходящий статус Большого приза Европы), и с тех пор гран-при в княжестве проводился ежегодно. До 2020 года…
Читайте также
- Возвращение “Инди Лайтс”, аншлаг в ЮСФ2000 и трио претендетов в “Инди Про 2000”. Превью сезона младших серий “Индикара”
- Появится ли в Кубке команда Дэйла Эрнхардта-младшего?
- Дорога к “Индикару” 2021
- Время Икс. Вторая жизнь легендарного “Косуорт DFV” за океаном
- Уход за памятниками из гранита: основные правила