Первый поул “Джордана”: удача Баррикелло в Спа

23.08.2018 17:57

Первый поул “Джордана”: удача Баррикелло в Спа

Во время Большого приза Бельгии этого года будет праздноваться один знаменательный юбилей – 20 лет первой победы команды “Джордан” в гран-при. Однако мало кто помнит, что на Спа-Франкоршан она добыла и свой первый поул. Случилось это в 1994 году.

Начало уик-энда 26-28 августа 1994-го в Арденнах выдалось дождливым, и первая тренировка прошла в условиях повышенной влажности трассе. Пятничная квалификация также началась по мокрой трассе, однако постепенно дождь прекратился и траектория стала подсыхать. Долгое время протокол возглавлял Жан Алези но потом – бац! – и на первой строчке оказывается Рубенс Баррикелло на “Джордане”. Да, автомобиль у ирландской команды в том сезоне был неплохим, гонщики регулярно сражались за места в первой шестёрке, однако хартовских двигателей явно было недостаточно, чтобы бороться за подиум, не говоря уже о победах.

Однако Баррикелло, который всегда был хорош на мокрой трассе, всё же сумел показать класс. Вот как описал ситуацию сам бразилец:

Вторым в протоколе оказался Михаэль Шумахер. Гонщик “Бенеттон” также использовал слик под занавес сессии, но проиграл треть секунды бразильцу – из-за вылета на быстром круге. По словам Шумахера, он ошибся с балансом тормозов и задняя часть автомобиля оказалась недогруженной. Если бы не это, именно немец мог оказаться на первой строчке. Третьим день закончил Дэймон Хилл, причём лидер “Уильямса” также был расстроен результатом, но, в отличие от своего главного соперника в чемпионате, его вины в этом не было – во время финальной попытки британца на сликах на некоторых участках трассы размахивали жёлтыми флагми из-за ошибок других гонщиков. Также в Бланшимоне Хилл упёрся в Верстаппена, и всё это суммарно вылилось в проигрыш пяти десятых секунды.

Партнёр Баррикелло по команде Эдди Ирвайн решил не рисковать и на финальную попытку решил оставить дождевую резину. В итоге ирландец проиграл лучшему времени десять десятых секунды, и, не будь он настолько консервативен, возможно, промежуточный поул был бы у него. Сам Ирвайн не сильно расстроился этому, в отличие от Жана Алези, который был просто в бешенстве.

Гонщик “Феррари” оказался в протоколе пятым с отставанием от Баррикелло в секунду, и винил в случившемся Мартина Брандла – в начале своего последнего быстрого круга француз нагнал в Источнике “Макларен” британца, который и не думал пропускать красный автомобиль. Более того, он оставался впереди Алези и в Красной воде, и в Радийоне, поэтому гонщику “Феррари” на прямой Кемель пришлось съехать с сухой траектории и обгонять Брандла по мокрому асфальту! После клетчатого флага Алези пошёл в боксы “Макларена”, где устроил форменный скандал, обматерив британского гонщика, но до рукоприкладства дело не дошло. Возможно, то, что не получилось у француза, могло получиться у Герхарда Бергера, однако как только австриец собрался ехать в боксы за сликами, на его “Феррари” двигатель испустил дух.

Квалификационные правила 25 лет назад отличались от современных. Квалификация была не одна, а две, и стартовое поле формировалось на основе лучших времён, показанной в одной из сессий. Поэтому после промежуточного успеха “Джордану” и Баррикелло оставалось лишь молиться на то, чтобы дождевые тучи не рассеялись над Арденнами в субботу. И им повезло – на следующий день над трассой всё также шёл дождь, который прекратился гораздо позже, чем в пятницу. По словам гонщиков, продлись квалификация на десять минут дольше, трасса была бы лучше, чем под флаг пятницы, однако если бы бабушка была дедушкой… В итоге время Жана Алези в субботу оказалось на четыре секунды хуже, чем пятничный результат Баррикелло, который в итоге и начал гонку с поула.

Однако это слабо помогло “Джордану” – Баррикелло проиграл старт, после первого круга был уже третьим, вскоре провалившись на пятое место. В принципе, бразильцу вполне по силам было удержать этот результат, однако он испортил себе шины при обгоне на круг Жан-Марка Гунона, держак ухудшился и Баррикелло вылетел с трассы.

P.S. Для любопытствующих ниже приведена запись пятничной квалифиикации бельгийского гран-при 1994 года.

Источник