«По ту сторону объектива». Сергей Саврасов — от офисного работника до фотографа Ф1

05.04.2019 2:27

«По ту сторону объектива». Сергей Саврасов — от офисного работника до фотографа Ф1

Эти люди являются неотъемлемой частью мира автоспорта в целом и «Формулы-1» в частности. Но в отличие от механиков или стюардов, у вас практически нет шансов увидеть их лица в объективе телекамер или на фотографиях.

Всё потому, что эти скрытые герои «больших призов» сами являются авторами тех изображений, что изо дня в день используются крупными и не очень СМИ для иллюстрации новостей. Они находятся по ту сторону объектива, и в первом выпуске нового одноимённого авторского цикла Fun Formula знакомит вас с одним из ведущих гоночных фотографов России Сергеем Саврасовым.

С чего всё начиналось и каким был его путь к вершинам автоспорта — в интервью корреспонденту Александре Шубиной.

— Почему вы решили заняться фотографией?

— Это произошло абсолютно случайно. Мой старший брат в 2010-2011-м снимал свадьбы, потом забросил это дело, а в 2014-м решил снова вернуться к фото. Предложил мне тоже купить зеркалку, чтобы снимать вместе. Я согласился, потому что мне стало интересно, купил зеркалку в кредит, так всё и началось.

— Вы помните вашу первую камеру?

— Вообще самая первая – это была «мыльница» «Олимпус VR-310». Купил я её, наверное, году в 2011-м. Первая зеркалка была «Никон D7000», купленная как раз в конце 2014 года, с неё-то и началось сознательное знакомство с фотографией.

— Как вы попали в мир «Формулы-1»?

— Смотря в каком плане. В качестве болельщика я «попал» впервые в мир Ф1 еще году в 2004-м, потом был долгий перерыв до 2011 года. И с 2011-го я не пропустил ни одной гонки. Впервые своими глазами я посмотрел гонку в 2015 году в Сочи — тогда мои двоюродные брат с сестрой подарили на свадьбу нам с женой билеты на гран-при. Конечно же, я взял с собой фотоаппарат, наснимал всякой ерунды, естественно. Потом мы поехали в Сочи в 2016 году — там я уже более осознанно пытался снимать. Тогда, собственно, и понял, чем хотел бы заниматься дальше, и целенаправленно, через младшие российские серии (начиная с картинга), шёл к своей цели. А так – до 2016 года я был простым офисным работником, как и все.

— Какой вы видите сейчас гоночную фотографию?

— Сейчас гоночная фотография для меня делится на два типа:

В принципе, эти два направления были всегда. Но сейчас вместе с всеобъемлющим ускорением нашей жизни первый тип наиболее востребован клиентами. Да и в целом уровень восприятия художественной фотографии зрителями достаточно низок. Многим просто нужна какая-нибудь картинка для новостного заголовка – не важно, насколько она хороша с художественной точки зрения. Поэтому работать во втором жанре достаточно трудно.

Есть еще, конечно, совсем экспериментальные варианты съёмки в стиле «экспрессионизма», но лично мне это не близко.

— Вы преимущественно работаете в жанре арт-фотографии. Почему?

— Потому что для меня важно творчество в фотографии – это именно то, ради чего я фотографией и занимаюсь. Мне интересно раскрывать Ф1 с необычных сторон. В принципе, это даже похоже на соревнование между фотографами – кто найдет интереснее ракурс или успеет поймать ключевой момент с красивым светом. Да, мы все следим друг за другом (смеётся).

— На ваш стиль повлияли Даррен Хит и Владимир Рысь. Вы интересовались гоночной фотографией прошлых лет, преимущественно 20-го века? Кто-то из фотографов заинтересовал вас?

— Конечно, все знают Райнера Шлегельмильха как одного из классиков, сделавшего много иконических фотографий. Но, честно говоря, я мало интересовался старыми фотографиями и фотографами из прошлого. Съёмка на плёнку всё же имела много ограничений, сейчас в мире цифровой фотографии мы можем делать такие вещи, которые раньше было делать очень трудоёмко. Я имею в виду съёмку с проводкой, например, на выдержке в 1/6 секунды, когда получается много брака. Сейчас ты можешь прямо в фотоаппарате выбрать лучший по резкости снимок. А раньше у тебя была кассета плёнки с ограниченным количеством кадров, и понять, что получилось, можно было только в лаборатории.

— Как вы думаете, сейчас в СМИ и соцсетях преобладает «естественная» репортажная фотография или в стиле арт?

— Как я уже сказал ранее — «естественная» репортажная. Потому что сейчас СМИ соревнуются в том, кто быстрее опубликует важные новости, а скорость всегда влияет на качество. Да и на самом деле достаточно мало клиентов, которые готовы платить за арт фотографии. Многим это просто не надо. Мы живем в удивительное время, когда фотографии, сделанные на мобильный телефон, можно публиковать в газетах и журналах. С одной стороны – это предоставляет невероятные возможности для творчества, с другой – одновременно снижает общий уровень качества фотографий, окружающих нас.

— Вы снимали другие гоночные серии?

— Да, конечно. Я являюсь официальным фотографом таких гоночных серий как «Митджет», Кубок Порше, Российский чемпионат по гонкам на выносливость, снимал ДТМ, Российский дрифт-чемпионат, картинг, североевропейскую «Формулу-4», РСКГ.

— Что интереснее снимать: машины или людей?

— Зависит от моего настроения и людей на самом деле. Иногда хочется больше снимать людей (если это интересные личности, которые не скрывают своих эмоций), иногда машины. Но в конце концов любой спорт – это прежде всего люди, и любая автоспортивная дисциплина – не исключение. Поэтому машины без людей – ничто. Особенно интересно снимать пилотов перед самим стартом, когда каждый погружен в себя, полон концентрации и решимости победить.

— Вы занимались коммерческой гоночной фотографией? Как вы относитесь к такому жанру?

— Так как я профессиональный автоспортивный фотограф, то занимаюсь только коммерческой гоночной фотографией, иначе мне просто не на что будет жить. Я считаю, что любая профессиональная деятельность должна быть оплачена, поэтому к коммерческой фотографии отношусь только положительно. При этом она должна быть еще и достойно оплачиваема, потому что автоспортивная фотография связана с большими затратами на оборудование, путешествия, а если еще и брать во внимание всё то время, потраченное на обучение, то цена должна быть еще больше. К сожалению, немногие клиенты сегодня могут достойно оплачивать труд фотографов, а это ведет к тому, что для выживания многие набирают кучу клиентов одновременно, что непременно сказывается на качестве фотографий не в лучшую сторону.

— Когда я смотрю на свои прошлые фотографии, то сравниваю со сделанными недавно. Нередко возникает и чувство стыда за старые кадры, которые когда-то казались крутыми. Как вы относитесь к своему фотографическому прошлому?

— Отношусь абсолютно спокойно. Недавно, кстати, как раз открыл фото с первой гонки Ф1, которую посетил в качестве зрителя в 2015 году, – немного посмеялся, и несколько фото ради интереса обработал заново – получилось даже вполне неплохо (смеётся). Стыда нет – это необходимый опыт, который должен получить каждый. Мы изменяемся каждый день – так или иначе. И не исключено, что те кадры, которые сейчас мне кажутся крутыми, будут вызывать улыбку у меня через несколько лет.

— «Формула-1» является, скажем так, премиальным видом спорта, интересным для общества не только внутри, но и за своими пределами. Этот факт приводит к тому, что вокруг гонщиков в повседневной жизни находится огромное количество папарацци. Как вы относитесь к подобному виду фото-деятельности?

— Каждый зарабатывает на жизнь так, как может. Если это не противоречит закону, то я не против. В целом, мне как-то всё равно на этих ребят. Кстати, зачастую наша работа тоже напоминает работу папарацци – бывает, сидишь у моторхоума и ждешь Льюиса по полчаса, а то и час, ради пары снимков (смеётся).

— У вас есть любимая команда в Ф1 или других гоночных сериях?

— Я всегда болел за «Макларен», печально видеть их сейчас в таком положении. Но я верю, что однажды они вернутся на вершину. Кризисы — это естественный процесс, который проходят все команды Ф1.

— Зеркалка или беззеркалка? За чем будущее фотографии?

— Теоретически, будущее, конечно, за беззеркалками. Но практически именно в спортивной фотографии зеркалки пока впереди в плане удобства работы. Хотя функционал беззеркалок уже гораздо более развит, говорят, что некоторые даже и по автофокусу превзошли топовые репортажные зеркалки. Лично пока не было возможности убедиться в этом, к сожалению.

— Больше обработки используете в «Фотошопе» или «Лайтруме»?

— Я обрабатываю только в «Лайтруме». «Фотошоп» использую только для таких практических задач как чистка фотографий от пыли на матрице – там просто быстрее и удобнее это делать, особенно используя графический планшет. Много хороших отзывов слышал о Capture One в плане работы с цветом, но пока руки так и не дошли его попробовать серьезно.

— Как вы научились работе с цветом?

— Методом проб и ошибок. Сначала смотрел какие-то уроки на «Ютубе», ходил на мастер-классы других фотографов, которые мне нравились в плане обработки (свадебных и портретных, не спортивных). Потом начал изучать работы Даррена и Влада, многому в видении цвета и света научился у них. На самом деле в обработке главное – это отличный исходный RAW файл. В 99% случаев вся обработка сводится к поднятию контраста, правке баланса белого и, может, в небольшой правке оттенков до желаемых (и то далеко не всегда).

— Недавно вы выпустили свою книгу, поздравляем! Что подвигло к такому решению?

— Большое спасибо! Ну, на самом деле, это было чисто эгоистичное желание зафиксировать результат первого года работы в Ф1 на физическом носителе. Просто отметить как своеобразную веху для себя. У меня не было цели обогатиться, продавая эти книги. Если кому-то хочется купить её для себя – для меня, как фотографа, это очень приятно, нет – так нет. Но держать результат своих трудов в руках, перелистывая бумагу, – это особенное удовольствие!

— Проводили ли вы когда-нибудь мастер-классы по фотографии?

— Пока нет. Была задумка сделать зимой что-то подобное, но не сложилось. Возможно, в этом году или в начале следующего что-то и попробую организовать. Весь вопрос в спросе на такое мероприятие. Если он будет – я буду только рад поделиться своими знаниями!

— Что вы можете посоветовать начинающему гоночному фотографу?

— Начинать с младших гоночных серий. Не спешить работать в серьезных гоночных сериях, потому что к этому надо быть готовым. Быть настойчивым и целеустремленным. Постоянно развиваться и учиться у своих коллег и фотографов из других направлений. Знакомиться как можно с большим числом людей в гоночных кругах и поддерживать с ними дружеские отношения. Тогда всё получится! Сразу должен предупредить, что это очень тяжелая работа, где трудно преуспеть. Но результат в конце концов стоит того!

Все фото — из личного архива Сергея Саврасова.

Источник