Почему Стоффель Вандорн заслуживает место в Ф1
Стоффель Вандорн – один из тех, кого недооценили, кто остался в тени двукратного чемпиона мира. Но так ли он плох, как кажется, и заслуживает ли он место в Ф1? Разбирается Fun Formula.
Стоффель Вандорн проводит свой второй сезон в качестве призового гонщика «Макларен», и за 17 прошедших в 2018 году этапов ему ни разу не удалось обойти своего напарника в квалификациях. Бельгийский пилот последний раз попадал в очковую зону на Гран-при Азербайджана – девять гонок Стоффель закончил с нулём на счету. В «Макларене» за ним следят с 2013 года, и при её поддержке Вандорн провёл сезоны 2014 и 2015 годов в ГП2 – нынешней «Формуле-2».
Стоффель по-прежнему является гонщиком, который успешно соревновался в младших сериях на пути к гран-при «Формулы-1». И он однозначно по-прежнему справляется с планкой, которую ставит «Формула-1». Вандорн не забыл, как нужно работать с машиной. Напомним, что в своей первой гонке в Ф1 – в Бахрейне в 2016 году, когда он заменял Фернандо Алонсо – Стоффель заработал очки на автомобиле, за рулём которого сидел лишь двумя днями ранее – в пятницу (впервые) и в субботу. Тогда же, в квалификации, он обошёл Дженсона Баттона.
Безусловно, судить гонщика по былым заслугам – в данном случае титулам, заработанным в достаточно конкурентоспособных младших сериях, – не всегда имеет смысл. Младшие серии – не «Формула-1». Но и забывать о разгромном пути Вандорна к высшему дивизиону «формульных» серий нельзя. Он выиграл титул в еврокубке формулы «Рено», финишировал вторым в свой дебютный сезон в формуле «Рено» 3.5 и в 2015 выиграл титул в ГП2. Также в 2016 он дважды одержал победу в японской Супер Формуле и закончил сезон четвёртым.
Причины «спада»: что скрывалось за тенью Алонсо
С момента взятия Вандорном титула в ГП2 за его гоночной карьерой стали следить ещё пристальнее. Постоянные интервью, активное размещение фото и видео в соцсетях, предвестие светлого будущего в «Макларене» явно шли не на пользу молодому и ещё не сумевшему отойти от таких громких успехов гонщику. После объявления в 2016 году о его контракте с британским коллективом резко выросла активность его фанатов; точнее, именно после этого момента их стало в два, а то и в четыре раза больше. Конечно, это дало новый виток для журналистской активности. Многие телеканалы (преимущественно бельгийские), а также новостные сайты стали называть Вандорна «будущим победителем Алонсо» и прочими восхваляющими прозвищами. Не избегал он и сравнений с тем же самым новоиспечённым (в 2007 году) гонщиком Ф1 Льюисом Хэмилтоном, который бился на равных со своим напарником Алонсо после прихода из младших серий в «Макларен».
В ГП2 Стоффелем был поставлен новый рекорд по количеству побед, а также он выигрывал во всех сериях, в которых принимал участие. Это и стало основаниями для столь сильной концентрации внимания журналистов на его персоне. В начале 2017 года Вандорн был в центре внимания ничуть не меньше его напарника, который тогда же объявил о своём намерении отправиться за океан для участия в гонке «500 миль Индианаполиса».
Стоффель стал кем-то вроде цепного пса – его постоянно сравнивали в Алонсо, упрекали в неконкурентоспособности и неумении противостоять сильному сопернику. Но тут все – начиная журналистами и заканчивая руководителями команды – не правы. Вандорн доказывал свои способности в настройке автомобиля и в умении находить пределы. Как минимум, об этом говорит его результативность в конце сезона 2017 года. Просто он, в отличие от Фернандо, не умел (не умеет?) переступать через этот предел. Стоффель его нащупывает и останавливается, при этом выступая не хуже среднестатистических гонщиков «Формулы-1» – Хюлькенберга, Окона, Магнуссена.
Одной из основных задач Вандорна являлась подгонка стиля вождения под тот, который диктует Ф1 – например, почти все гонщики младших серий привыкли к позднему торможению, в то время как здесь нужно действовать иначе. И Стоффель в этом прогрессировал. Вспомним Монако: до возникновения проблем с подвеской и топливной системой в течение уик-энда он был на равных и даже быстрее Алонсо. В Монреале в 2017 году (на трассе, на которой он выступал впервые) в квалификации он был лишь на 0,09 секунды медленнее напарника. Это подтверждает, что Вандорн проделал огромную работу над изменением своего стиля вождения и приблизился к пониманию идеального баланса.
После Гран-при Австрии 2018 на гонщика из Бельгии скинули всех собак. Если там у обоих пилотов были проблемы с аэродинамикой, то в Великобритании и Германии именно у машины Вандорна не было такого же, как у Алонсо, уровня прижимной силы. В Бельгии машина, по его словам, была просто неуправляемой. После выезда на трек в пятничной тренировке Норриса на ГП Бельгии Вандорн сказал: «Для начала команда должна предоставить машину, на которой можно ехать, а уже затем можно сравнивать [его и Ландо]».
Не исключено (вероятно, что причина именно в этом), что до объявления Алонсо о завершении карьеры в чемпионате в «Макларене» работали (только?) на двукратного чемпиона мира – ведь его надо было удержать в команде.
В среднем в квалификации Вандорн проигрывал своему напарнику около 0.368 секунды. Если отбрасывать те этапы, где сравнение было бы не совсем честным, то отставание снижается до 0.260 секунды. Это всё ещё не замечательно, но гораздо лучше, чем кажется.
Сам же Фернандо высоко ценит Стоффеля: «Я думаю, что Стоффель – один из самых лучших талантов. Только два гонщика доминировали в “Формуле-2”: Стоффель и Шарль [Леклерк]. Оба из них взяли всевозможные рекорды… Однако один из них будет бороться за чемпионский титул в следующем году, а другой – вне “Формулы-1”. Сейчас Ф1 работает именно так. Тебе нужно быть в нужный момент в нужном месте, и Стоффелю попросту не повезло».
Свежая кровь. Ждёт ли Норриса такая же участь, как и Вандорна?
Ландо Норрис, которого предпочли Вандорну, имеет в своём запасе примерно такой же набор титулов и пройденных на пути к Ф1 серий.
Засветившись на арене автоспорта в 2014-м, он занял почётное третье место в юниорском чемпионате «Джинетта», где выиграл четыре гонки из 12. В первый раз он прочувствовал вкус успеха в 2015 году в британской «Формуле-4», по ходу участия в которой ему удалось завоевать титул. В следующем сезоне британцу покорилась европейская «Формула Рено 2.0». Его выступление было по-настоящему сильной заявкой: Ландо одержал пять побед и завоевал шесть поулов на семи этапах. В 2016-м Норрис завоевал три титула: в еврокубке «Формулы Рено 2.0», североевропейской серии формулы «Рено» и новозеландской формуле «Тойота». В конце года он выиграл совместный приз «Макларена», журнала «Автоспорт» и Британского клуба автогонщиков как лучшему молодому гонщику Содружества года.
В 2017 году Норрис перешёл в европейскую «Формулу-3», где выступал за «Карлин». Британец столкнулся с жесткой конкуренцией со стороны «Премы», защищающей титул чемпионов, и Максимилиана Гюнтера. Карьера Норриса в «Формуле-3» была очень уверенной — там он также завершил сезон первым. В 2018 году в «Формуле-2» после 11 этапов он занимает третью позицию – Вандорн свой первый сезон в GP2 завершил вторым.
С «Маклареном» сотрудничает он, конечно, не 7 лет, как Вандорн, но зато сразу идёт с места в карьер. В 2017 он стал гонщиком по развитию и провёл свои первые тесты за рулём машины Ф1 (в Венгрии). В конце того же года он подписал контракт как тестовый и запасной гонщик на сезон-2018. И уже в сентябре этого года был объявлен боевым пилотом на 2019 год.
По мнению бывшего гонщика Ф1 Джонни Херберта, Норриса ждёт такая же участь, что и Вандорна. Но у него, в отличие от бельгийца, за спиной есть большие суммы денег. Однако безрезультатные выступления всё равно сразу укажут Ландо на выход.
Вне «Формулы-1». Что дальше?
в 2019 году Стоффель поедет в «Формуле-Е», и она для него является идеальным вариантом. Почему? Участие в ней прекрасно для тех, кто хочет оставаться «на виду» у Ф1. Сама по себе она не такая, как остальные серии, поэтому адаптироваться к новым автомобилям будет непросто. Например, в этом признался трёхкратный победитель марафона «24 часа Ле-Мана» Андре Лоттерер – первые несколько уик-эндов за рулём машины ФЕ казались ему кошмаром.
Кстати, инициатором для перехода Вандорна в электрическую серию стал именно Тото Вольф. Он же в 2016 году заявил, что если в «Макларене» бельгийскому гонщику не найдут место на 2017 год, то вопросами его карьеры займётся именно Вольф. И вот, два года спустя мы вернулись к тому же косвенному диалогу между Тото и главой коллектива из Уокинга. Вероятно, без «Макларена» в жизни Вандорна будет лучше.
Читайте также
- Возвращение “Инди Лайтс”, аншлаг в ЮСФ2000 и трио претендетов в “Инди Про 2000”. Превью сезона младших серий “Индикара”
- Появится ли в Кубке команда Дэйла Эрнхардта-младшего?
- Дорога к “Индикару” 2021
- Время Икс. Вторая жизнь легендарного “Косуорт DFV” за океаном
- Уход за памятниками из гранита: основные правила