Подопечный местной легенды или восходящая звезда мирового автоспорта. Кто такой Лиам Лоусон?
В молодёжных сериях, которые проходят абсолютно все, известны многие имена, добивавшиеся больших успехов и переходившие в «Формулу-1» под большим вниманием и громкими восклицаниями со стороны. За последние пару лет этими гонщиками, в частности, стали Макс Верстаппен, Стоффель Вандорн, Шарль Леклер, Джордж Расселл, Ландо Норрис. Известны также и другие личности в молодёжных сериях, к которым сейчас приковано особое внимание — это в основном гонщики Ф2 или Ф3, однако всё чаще начинает мерцать среди этого списка ещё одно имя — Лиам Лоусон. Именно этот молодой гонщик, недавно отметивший свой 17-й день рождения, на днях стал гонщиком молодёжной программы «Ред Булл№ и, приняв участие в юниорской серии «Формула Тойота», сумел сразу переиграть члена Академии Феррари и 24-летнего экс-гонщика ДТМ, входящего также программу австрийцец. Так кто же такой этот Лиам Лоусон?
Молодой гонщик родился в Новой Зеландии, в небольшом городе Пукекохе, в окресностях Окленда. C самого детства юный Лиам имел большую страсть, начав своё увлечение с прокатных картов. В возрасте девяти лет Лиам начал делать первые шаги в автоспортивной карьере, выступив в картинговом чемпионате Окленда. Постепенно прибавляя в форме, Лоусон выиграл спустя пару лет стал чемпионом Новой Зеландии по картингу в возрасте 12 лет.
Дальше Лиам в 13-летнем возрасте перешёл в формулы. В Новой Зеландии структура молодёжных серий отличается от европейских. Уже многие гонщики разных возрастов имеют шанс перейти в гонки на открытые колёса и гоняться в местных чемпионатах немного раньше, однако это не давало особых преимуществ многим новозеландцам. Техника машин чаще всего отличалась от европейских спецификаций и не использовалась почти нигде.
В 2015 13-летний Лоусон дебютировал в Зимней серии «Мэнфилд» в «Первой формуле», где стал вторым по итогам чемпионате, одержав одну победу и ещё 9 раз финишировав на подиуме. Сразу после зимы последовал дебют в «Новозеландской Формуле», который Лиам завершил лучшим новичком по итогам сезона.
На следующий год Лоусон остался ещё в Новой Зеландии, приняв участие в чемпионате Формулы Форд (Ф1600).В новом сезоне 14-летний представитель Окленда продемонстрировал невероятную скорость, выиграв 14 гонок из 15 и без каких-либо проблем стал самым юным чемпионом за всю историю серии. Благодаря этому Лиамом начали уже постепенно интересоваться за пределами его родного дома.
Переход на новый уровень.
В 2017 юный гонщик пошёл в более серьезные гонки и дебютировал на арене в Австралийской Формуле-4 . Под руководством Кенни Смита и местной команды БРМ Лоусон сразился на трассе против австралийцев. Уже в своей первой гонке Лиам финишировал на подиуме, а по итогам первого этапа уже смог выйти в лидеры чемпионата, одержав свою первую победу. На следующем этапе в Перте новозеландец смог упрочнить своё лидерство в чемпионате, но дальше ему пришлось нелегко. В середине сезона последовали некоторые не слишком удачные выступления и ошибки, которые портили картину. На финальном этапе чемпионата Лоусон шёл только третьим, однако не собирался сдаваться. В дождевых условиях на непростой городской трассе в Квинсленде, Лоусон выиграл две гонки из трёх и завоевал вице-чемпионство, проиграв только опытнейшему Нику Роуву, для которого это был уже третий сезон в серии.
Непокорившаяся Америка.
По окончанию года, 15-летний новозеландец получил приглашение из США принять участие в тестах на отбор на получение гранта в молодёжные серии «ИндиКар», при поддержке системы «Роуд ту Инди» и «Мазда». Однако тут возникли проблемы c финансовыми средствами на переезд в Америку. У Лоусона не было денег на путешествие за океан, а до старта оставалось уже не так много времени. Лиам организовал сбор пожертвований на поездку, чтобы набрать необходимые 14 000$. Буквально за несколько дней до начала Лиам собрал необходимую сумму. Всего на отбор было отобрано 20 гонщиков, из которых Лиам был самым юным по возрасту (15). Отбор заключался в определённых тестах и заездах, по итогам каждого из которых отсеивались «проигравшие» гонщики. Лоусон смог отлично провести все тесты и выйти в финал с пятью гонщиками. Юный новозеландец оказался быстрейшим на заключительных тестах, однако как ни странно, судьи присвоили победу 20-летнему ирландцу Кейту Донегану, которому достался денежный приз в 200 000$ и было гарантировано место в молодёжной серии ИндиКар — ЮСФ2000.
Новая страница в карьере.
Разочаровавшийся Лоусон, по приезде домой, получает приглашение из Европы от Фритца ван Амерсфорта, руководителя известной молодёжной команды «Ван Амерсфорт Рэйсинг» провести сезон в Немецкой Ф4 за его коллектив. Лиам успешно провёл тесты и принял решение об участии в Германии провести ещё один год в Ф4. Со спонсорской поддержкой ему помогла фирма «Тёрнерс Карс». Сеть страхования автомобилей ранее поддерживала связи со Скоттом Диксоном — пятикратным чемпионом ИндиКара.
Немецкий дивизион Ф4 был куда более выше по уровню и конкуренции, нежели австралийский. Новозеландца это не останавливало. Уже в своём дебюте в Европе, Лиам сходу заехал на подиум в Ошерслебене в первой же гонке, однако из-за неудачной второй квалификации и из-за штрафа, Лоусон упустил шанс набрать очки во второй и третьей гонке уик-уэнда. Однако уже на следующем этапе в Хоккенхаймринге, Лиам отыгрался, финишировав дважды на подиуме. Начиная входить во вкус борьбы, в Лаузитцринге, Лоусон проводит блестящий уик-уэнд, взяв две победы и ещё одно второе место.
Благодаря этому, Лиам смог выйти на второе место в чемпионате, проигрывая только опытному немцу Лирику Цендели. В Шпильберге Лоусон смог только упрочнить свои позиции, выиграв третью гонку. Но после этапа на Хоккенхаймринге, проходящего как серия поддержки Формулы-1, Лиам немного потерял Цендели. Предпоследний этап в Нюрбургринге прошёл для Лоусона кошмарно, одно шестое место и два непопадания в очковую зону. Всё это только играло на руку Цендели, который сумел завоевать титул уже на предпоследнем этапе. Опытный немец буквально штамповал победы. А вот Лиам по итогам потерял ещё и второе место Энцо Фиттипальди, и теперь его главной задачей было отвоевать вице-чемпионство. Финальный этап в третий раз проходил на Хоккенхаймринге, Лоусон взял поулы в обеих квалификациях и завершил две гонки на подиуме. И даже несмотря на испорченную финальную гонку новозеландец смог стать вице-чемпионом, отодвинув Фиттипальди на третье место. К молодому дарованию начали всё больше и больше проявлять интерес пресса и команды, в надежде подписания контракта.
После окончания сезона, Лоусон поехал в ноябре на завершающий этап серии «Азиатской Ф3» в Сепанге с машинами новой спецификации. Выступив за скромный коллектив «Пиннакл Моторспорт» Лиам разгромил весь пелотон, в том числе и гонщиков сильнейшей команды «Хайтек», взяв все две поул-позиции и выиграв все три гонки этапа, лидируя от старта до финиша, в каждой установив лучший круг.
Для сравнения, соперники Лоусона были далеко не гонщиками местного уровня. Рауль Хаймэн, один из лидеров чемпионата, участвовал ранее в Евро Ф3 и ГП3, где стал победителем гонки, экс-гонщик ФР 2.0, чемпион ЕвроФормула Оупен Харрисон Скотт и бронзовый призёр ФР 2.0 Йифеи Йе.
Возвращение на родину или успех перед домашними трибунами.
В качестве подготовки к новому сезону, Лоусон выступил в зимней серии «Формула Тойота». Чемпионат проходит в зимнее время в Новой Зеландии, с длительностью в пять недель. Серия является отличной подготовкой для молодых гонщиков к новому сезону и пользуется популярностью среди молодёжи. Ранее юный новозеландец пытался попасть в серию, но возрастное ограничение не позволяло это сделать. Принимать участие можно было с 16 лет. Однако через год он уже смог осуществить эту возможность.
Лиам стал напарником по команде своего соотечественника Маркуса Армстронга — гонщика Молодёжной академии Феррари и действующего гонщика Ф3, который уже в третий раз приезжал в этот чемпионат и опытнейшего Лукаса Ауэра — экс-пилот ДТМ и гонщика Молодёжной программы Ред Булл, который уже выступал здесь в 2012 и 2013 годах. Оба были в разы опытнее Лоусона и ожидалось, что основная борьба развернётся именно между ними, однако Лиам с первого же этапа показал, что он здесь только ради победы, выиграв сходу две гонки первого этапа и взяв лидерство в чемпионате. Армстронг пытался активизироваться на следующем этапе, переиграв Лиама в гонке и сравнял счёт в турнирной таблице.
Стало понятно, что главная борьба за титул развернётся между двумя новозеландцами. Все этапы Лоусон и Армстронг шли нос-к-носу, не уступая друг другу ни в чём, нередко борясь друг с другом на трассе. На финальном этапе, проводившемся под знаменем «Гран-при Новой Зеландии» в последней гонке чемпионата между ними была пара очков и чемпионство на кону. Возглавив гонку, оба гонщика шли на первых двух позициях, на одном из ресторанов гонки Армстронг в упорной борьбе выдавил Лоусона за пределы трассы, из-за чего Лиам хоть и потерял позиции, но смог прорваться обратно. Армстронг выиграл гонку, но был оштрафован за агрессивное вождение, победа досталась Лоусону, также как и чемпионский титул. На следующий день Лоусон отпраздновал свой 17-й День Рождения, чемпионство стало для него хорошим подарком.
Несмотря на плотную борьбу, Лиам и Маркус сохраняли уважение и приятельские отношения друг к другу. После гонки Лоусон пошёл в боксы расстроенного Маркуса, чтобы подбодрить его, гонщики обменялись рукопожатиями. «Я знаю, как ему сейчас непросто» — сказал Лиам после гонки. «Было очень здорово иметь возможность гоняться с Маркусом, он отличный гонщик. У нас было немало борьбы, но мы стали хорошими друзьями за это время».
Планы на будущий сезон?
Чемпионский титул в «Формуле-Тойота» привлёк только большее внимание к Лоусону со стороны прессы о многих команд. Буквально через неделю после завоевания титула было объявлено, что уже 17-летний новозеландец включён в Молодёжную программу Ред Булл и поедет новый сезон в Европейской серии «Формула Мастерс» за Мотопарк, команду, тесно сотрудничающую с быками. Грант Бейкер, один из близких сотрудничающих с Лоусоном заявил: «К нам пришли предложения от 18 или 19 команд и четыре из этих предложений были непосредственно от команд Ф1. Мы связались со всеми и определились с точным выбором.» Сам Лиам прокомментировал: «Я едва мог ходить после этой новости! Это обычный процесс, но я еле держался на ногах, я просто не мог поверить в это! Ред Булл мне всегда были более симпатичны среди других команд Ф1, я всегда мечтал о такой возможности!» Новый сезон «Формулы Мастерс» стартует 3 мая в Хоккенхаймринге, являясь серией поддержки ДТМ.
Под опекой местной звезды автоспорта.
Известный факт, что Лиам является также подопечным «иконы» новозеландского автоспорта — 77-летнего Кенни Смита. Да, ему именно 77 лет. Кенни начал гоняться ещё в ’57 году в возрасте 16 лет, а на старт именитого «Гран-при Новой Зеландии» Смит вышел в ’64. Ему повелось сражался с гонщиками мировой величины, такими как Сэр Джеки Стюарт, Стирлинг Мосс. Но что самое удивительное, этот человек до сих пор продолжает гоняться, регулярно выходя на старт Тасманской серии «Формула 5000», а также принимая ежегодно участие в финальном этапе «Формуле-Тойота» на Гран-при Новой Зеландии. Легендарный гонщик является учителем и наставником Лиама Лоусона на самых ранних стадиях карьеры, помогая юноше продвигаться по карьерной лестнице.
Кумиры.
Скотт Диксон — один из самых известных и успешных гонщиков за всю историю новозеландского автоспорта, пятикратный чемпион серии «ИндиКар». Встреча произошла во время одного из этапов «Новозеландской Формулы», где гонщики пересеклись и смогли пообщаться. Лиам имеет много общего с Диксоном, хотя бы потому что оба начинали соревноваться в формулах в совсем раннем возрасте после успехов в картинге, оба стали чемпионами Формулы Форд, добились успехов и в Австралии. Вслед за Диксоном, Лоусон пытался пробиться в Америку, однако в этот раз их цели уже изменились. Диксон продолжает показывать отличную скорость в Штатах, ну а юный Лоусон перебрался в Европу с приоритетом на Формулу-1. Сможем ли мы увидеть двух новозеландцев на вершинах автоспорта?
Читайте также
- Возвращение “Инди Лайтс”, аншлаг в ЮСФ2000 и трио претендетов в “Инди Про 2000”. Превью сезона младших серий “Индикара”
- Появится ли в Кубке команда Дэйла Эрнхардта-младшего?
- Дорога к “Индикару” 2021
- Время Икс. Вторая жизнь легендарного “Косуорт DFV” за океаном
- Рынок саморегулируемых организаций: секреты успешной покупки