Постсоветское гоночное «белое пятно». Чего ждать от евроазиатской «Формулы-4»

04.04.2020 14:03

Постсоветское гоночное «белое пятно». Чего ждать от евроазиатской «Формулы-4»

16 марта российская гоночная программа «СМП Рейсинг» анонсировала запуск в 2021 году новой международной серии «Формулы-4» – евроазиатского чемпионата, который будет состоять из семи этапов в семи разных странах: России, Грузии, Армении, Казахстане, Азербайджане, Туркменистане и Киргизии.

Fun Formula попыталась разобраться в том, что стоит за этой идеей, чего ждать от новой серии, а также попросила людей из мира автоспорта рассказать, как сейчас обстоят дела с гонками в этих странах.

В современном глобализированном мире сложно найти регион, до которого бы не добрался спорт высоких достижений – в летних Олимпийских играх, к примеру, принимают участие спортсмены из 207 стран. В силу технологичности и затратности с автоспортом дела обстоят несколько хуже, на карте мира по-прежнему можно найти условные «белые пятна», откуда поступает не так много информации о степени развития гонок. К этой категории относится, например, большая часть Африки и… южный и юго-восточный регион бывшего Советского Союза, куда в 2021-м и планирует прийти «СМП Рейсинг».

Впрочем, если взять те шесть стран помимо России, в которых должны пройти этапы будущего чемпионата, то одна из них будет стоять несколько в стороне по отношению к другим – Грузия. Пусть и нельзя сказать, что автоспорт в Закавказье был развит на каком-то сверхвысоком уровне, но именно там во времена СССР появилась одна из гоночных трасс – Рустави. Республиканская спортивная база ДОСААФ, открытая в 1978 году, стала третьим в стране комплексом для авто и мотоспорта и на протяжении целой декады принимала у себя этапы чемпионатов СССР, в том числе на машинах «формульных классов».

Но вот в том, что касается остальных государств-хозяев будущей Ф4, то там долгое время был, что называется автоспортивный вакуум, где-то со временем заполнившийся в том числе и не «формульными» дисциплинами, но где-то царящий и по сей день.

Постсоветское гоночное «белое пятно». Чего ждать от евроазиатской «Формулы-4»

И раз уж мы упомянули ранее о Грузии, то и начать рассказ стоит с неё. Поле развала СССР трасса в Рустави, а она на данный момент является единственной в стране, способной принимать гонки уровня Ф4, долгое время оставалась заброшенной, со временем превратилась практически в пустырь, а спас её в итоге Шота Абхазава.

Компания известного бизнесмена, гонщика, конструктора машин и основателя команды «Артлайн» выкупила территорию трассы в 2009 году, восстановила дорожное полотно и, по сути, возвела с нуля весь комплекс автодрома, что позволило Рустави в 2012 году получить вторую категорию ФИА, а впоследствии принимать на своём четырёхкилометровом кольце этап ТСР и проводить национальный чемпионат в том числе и в «формульном» классе.

Речь идёт о «Формуле Альфа», которой фактически после переезда в Грузию в 2012 году стала бывшая «Формула Русь». В отдельные годы «Альфа» принимала у себя более 15 гонщиков и выходила на международный уровень, организуя этапы на «Истанбул-Парке».

Прожил чемпионат, правда, не так долго, как бы хотелось. Последний на данный момент сезон грузинской «формулы» прошёл в 2018 году, после чего она была закрыта из-за недостатка финансирования. Впрочем, к тому моменту свою главную задачу – подготовить местную молодёжь к выходу на мировую арену – чемпионат выполнил, и в 2019-м в азиатской «Формуле Рено» выступил трёхкратный победитель первенства страны Сандро Таварткиладзе.

«В стране большой интерес к автоспорту, популярен и прокатный картинг, но есть и большая проблема – деньги, – поделился с Fun Formula Сандро, завершивший год в Азии третьим, уступив c одной победой и шестью подиумами только Джои Алдерсу и Бруну Карнейру. – У гонщиков нет денег, не идут спонсоры, да и количество пилотов не так велико. У меня, например, не хватило средств на тренировки в «Формуле Рено». В этом году я планировал принять участие в Международных автоспортивных играх, но теперь не знаю, как всё будет из-за коронавируса. И да, если смогу найти бюджет и появится возможность, то с удовольствием выступлю и в евроазиатской Ф4».

Постсоветское гоночное «белое пятно». Чего ждать от евроазиатской «Формулы-4»

Возвращаясь же к самой трассе Рустави, то её конфигурация со времён СССР практически не изменилась. Длина трека составляет 4140 метров, новые трибуны автодрома вмещают до 8500 человек, а питбилдинг рассчитан на 28 боксов.

Интересно, что в своё время Рустави высоко оценивали и звёзды российского автоспорта, в частности, Михаил Алёшин: «Особенно интересна конфигурация первого и двух последних поворотов. Не припомню ни одного европейского трека, похожего на Рустави по скорости и характеру. Грузинская трасса требует работы над собой и над настройками машины».

В общем, можно сказать, что Грузия к проведению евроазиатской «Формулы-4» вполне готова.

Но будем честны, на самом деле первая после России страна, уже сейчас готовая к проведению автоспортивных соревнований в принципе любого уровня – все-таки не Грузия, а Азербайджан.

Само по себе проведение этапа «Формулы-1» говорит о многом – организация подобного рода мероприятий в принципе не заставляет сомневаться в уровне местных гоночных функционеров, так что с точки зрения непосредственно факта приёма у себя евроазиатской «Формулы-4» проблем возникнуть просто не может.

А вот с чем проблема возникнуть может, так это с тем, когда проводить этап этой самой Ф4. Все дело в том, что в стране нет стационарных автодромов подобного уровня, так что единственным вариантом остаётся получение статуса гонок поддержки Гран-при Баку. В принципе, включение гонок региональных «Формул-4» в рамки уик-эндов «Формулы-1» не является чем-то из ряда вон выходящим, так что вопрос заключается лишь в том, готовы ли организаторы гран-при расширить свою программу. Вопрос, правда, не такой простой, так как та же «Формула-3», например, в Баку не приезжает.

Что же до гонщиков, которые могут теоретически принять участие в Ф4 в качестве представителей Азербайджана, то назвать можно двоих. Первый – самый успешный «формульный» пилот современной истории страны Гульхусейн Абдуллаев. Бывший участник «Открытой Евроформулы» и СМП Ф4 вполне может возобновить карьеру по такому случаю, как запуск в регионе нового чемпионата. Второй – наоборот, представитель нового поколения Джамиль Гасанлы Роджерс. 15-летний гонщик родился в Баку, а затем был усыновлён и переехал сначала в Нигерию, а потом в Великобританию, где начал заниматься картингом, став в итоге в 2019 году бронзовым призёром страны.

Сезон-2020 Роджерс также проведёт в картинге, а затем планирует перебраться в Ф4, и, вполне возможно, это будет именно евроазиатская «четвёрка».

Постсоветское гоночное «белое пятно». Чего ждать от евроазиатской «Формулы-4»

Впрочем, статус «автоспортивной Мекки региона» у Азербайджана в ближайшем будущем может отобрать Казахстан. Во многом благодаря наличию, в перспективе, крупнейшего автоспортивного комплекса в СНГ – «Сокола» – и более чем десятилетней истории картинга на серьёзном уровне, существенный вклад в развитие которого внёс мастер спорта СССР Александр Жуков и семья Ибрагимовых.

«Благодаря семье Ибрагимовых и лично Дастану Ибрагимову была создана одна из самых сильных команд в чемпионате страны и начато строительство автодрома “Сокол”. Когда я ехала свои первые сезоны в классе “Мини”, на старте набиралось до 20 человек. К сожалению, из-за того, что в 2012 году картодрома не было, в Казахстане отменили чемпионат, и мы не ездили целый сезон, а многие пилоты не продолжили после этого свою карьеру», – рассказала Fun Formula Любовь Озерецковская, в девичестве Андреева, выступавшая в «Формуле-4» и принявшая участие в отборе в W Series.

Именно начало возведения в 2012 году «Сокола» спасло ситуацию. При этом, по планам организаторов, автоспортивный комплекс, первой частью которого и стал картинговый трек, в будущем должен был принимать соревнования самого высокого уровня – за разработку конфигурации основной трассы, как нетрудно догадаться, просто взглянув на неё, отвечало бюро Германа Тильке, а на презентацию проекта приезжал Хорхе Лоренсо.

Поначалу именно МотоГП рассматривался владельцами автодрома в качестве основного соревнования, однако затянувшееся строительство главного трека, которое должно завершиться только в 2020 году, вынудило скорректировать планы. Долгое время о них мало что было известно, пока в 2019-м на инвестиционном форум «ЖЕТЫСУ ИНВЕСТ-2019» аким Алматинской области Амандык Баталов не сообщил о том, что «в регионе заканчивается строительство трассы «Формулы-1».

Если же говорить об автоспорте в целом, то в этом отношении Казахстан первое время, например, даже опережал Россию – гоночная программа «Астана Моторспортс», организованная Фондом национального достояния «Самрук-Казына», появилась в стране на два года раньше, чем «СМП Рейсинг», и долгое время была настоящим спасением для молодых и не только ребят и девушек, увлечённых гонками.

С её же закрытием общая ситуация с поддержкой талантливых пилотов стала напоминать ту, что сейчас царит в Грузии.

«Соревнования по дрифту и драг-рэйсингу на том же «Соколе» привлекают много участников и зрителей. У нас много молодых и талантливых ребят, но, к сожалению, поддержку в своей карьере они получают только от родителей. Я сама оказалась в такой ситуации и лишилась поддержки «Астаны», которую в итоге расформировали, хотя программа развития была спланирована на три года вперед.

Тот же Султан Ибрагимов ездил на тесты в Ф4 Юго-Восточной Азии и вполне может выступать в «Формуле-4», как и другие молодые картингисты. Но без поддержки спонсоров и государства маловероятно, что мы увидим талантливых пилотов из Казахстана на мировой арене», – поделилась Озерецковская.

Для поклонников цифр скажем, что длина основной трассы «Сокола», расположенной на 76-м километре трассы Алматы-Астана и включающей в себя 13 поворотов, составляет 4495 метров, общая вместимость трибун уже открытых треков – порядка 5000 человек, а в будущем автодром сможет принять по оценкам до 105 тысяч зрителей.

Постсоветское гоночное «белое пятно». Чего ждать от евроазиатской «Формулы-4»

Последняя из списка страна, где относительно есть, где проводить этап «Формулы-4», это, что несколько неожиданно, Туркменистан, автоспорт в котором курируется лично президентом страны Гурбангулы Бердымухамедовым.

Он и стоял у истоков создания в столице республики, Ашхабаде, Национального центра автоспорта при МВД, включающего в себя почти двухкилометровую трассу, на которой в данный момент проводятся соревнования по дрифтингу, картингу и кузовным гонкам на малолитражках.

Пока сложно сказать, сумеет ли трек, на данный момент больше напоминающий открытый картодром, получить международный статус, однако, учитывая энтузиазм главы страны, который и сам частенько садится за руль гоночного авто, не приходится сомневаться в том, что при необходимости автодром может быть и реконструирован для получения необходимой категории.

Что же до гонщиков, то на международной арене мало-мальски известны разве что ралли-рейдеры из Туркменистана, периодически принимающие участие в «Шёлковом пути», а вот на серьёзном картинговом, не говоря уже о «формульном» уровне, пилоты из этой страны не представлены.

Постсоветское гоночное «белое пятно». Чего ждать от евроазиатской «Формулы-4»

Если с предыдущими странами всё в той или иной степени понятно, то вот с оставшимися двумя ситуация полностью противоположная.

Ни в Армении, ни в Кыргызстане стационарных автодромов попросту нет, причём в Армении всё плохо настолько, что неизвестна даже судьба местного картингового чемпионата. Последним соревнованием, по поводу которого есть подтверждённая информация об участии армянских картингистов, является Кубок Ахмат 2019 года, прошедший в Грозном.

Если же говорить про автоспорт в целом, то в январе 2020-го в Армении планировали возобновить проведение Кубка Кавказа по бездорожью с участием гонщиков из Грузии, Турции, Украины и Ирана, однако дальше разговоров дело не пошло.

В Киргизии на фоне этого обстановка выглядит несколько оптимистичнее – местный чемпионат активно освещается в прессе, действуют несколько автоспортивных клубов, а отдельные гонщики выезжают на картинговые соревнования в Казахстан и Россию. При этом, правда, основной площадкой для проведения заездов остаётся военный аэродром в Токмоке, полотно которого, мягко говоря, мало подходит для заездов уровня той же Ф4.

Впрочем, даже такие условия не помешали появлению в стране собственной картинговой звёздочки – Улукбека Байзакова. Подопечный известного ещё в СССР тренера и инженера Вячеслава Зарецкого, воспитавшего сразу несколько поколений местных картингистов, за девять лет семь раз становился чемпионом Кыргызстана, выигрывал турниры в Казахстане и принимал участие в чемпионате России, где входил в топ-20. В нынешнем году 17-летний пилот планирует пересесть на карты категории KZ2, а уже из них вполне может перебраться и в «Формулу-4».

Вот только вопрос о том, где конкретно будет проходить этап евроазиатской «четвёрки» по-прежнему остаётся открытым.

«Вы, наверное, не представляете, насколько плачевная ситуация у нас в стране с автоспортом. Всё соревнования проводятся на чистом энтузиазме их устроителей, – рассказал Fun Formula секретарь комитета по картингу при Федерации автомотоспорта и дорожной безопасности Кыргызской Республики Виталий Селезнёв. – На сегодняшний день картинговые соревнования проводятся исключительно в городе Токмок на территории бывшего военного аэродрома. Вопрос о выделении участка под строительство трассы висит в воздухе с 2010 года. В принципе, есть гоночная картинговая трасса в г. Карабалта. Но её давным-давно не используют. Она превратилась в руины. В 2000-х соревнования проходили на территории старого гражданского аэродрома в южной части Бишкека, на эти соревнования собиралось очень много народу. Но в связи с расширением города эту площадку застроили».

«Что касается евроазиатской Ф4, то, насколько мне известно, в рамках евроазиатского содействия развитию автоспорта в Казахстане должны были пройти тренинги молодых пилотов на базе СТК “Сокол”, – продолжил Виталий. – В этих тренингах будут участвовать и наши пилоты, но в данный момент сроки проведения по понятным причинам перенесены».

Постсоветское гоночное «белое пятно». Чего ждать от евроазиатской «Формулы-4»

Так для чего же и почему для организации Ф4 был выбран этот регион? Ответить на этот вопрос на самом деле не так сложно.

Не секрет, что «Формула-4», в первую очередь, является серией, которая позволяет талантливой молодёжи осуществить успешный переход из картинга в большую гоночную карьеру, а международная «Формула-4» помимо простого опыта решает и едва ли не самую важную для современных юных гонщиков задачу – задачу набора баллов супер лицензии.

В «СМП Рейсинг» долгое время эту задачу решали благодаря североевропейской «четвёрки», однако по ряду причин от её проведения пришлось отказаться, и вся лестница главной гоночной программы страны оказалась под угрозой – юные российские пилоты потеряли возможность плавного перехода из картинга, оказавшись перед необходимостью куда более серьёзных трат и конкуренцией уже только лишь за право попасть в европейскую Ф4.

Создание евроазиатской «Формулы-4» решает эту проблему, а заодно позволяет развить автоспорт и в регионах, несколько отстающих в этом направлении, но на деле обладающих заметным потенциалом.

В выигрыше в итоге оказываются все – и «СМП Рейсинг», и местные автоспортивные федерации, и ФИА, не раз заявлявшая о необходимости поднимать уровень гонок в странах, где они развиты не так хорошо, и сами гонщики, которые получат конкуренцию со стороны голодных до успехов юниоров, а значит, и возможность для роста.

При подготовке статьи использовались материалы Motorsport.com, Sputnik.kg, ИА «Медиа-Туркмен» и авторского проекта Алексея Рогачева «Автоспорт в СССР».

Источник