Пропавший итальянский гран-при

14.09.2019 6:12

Пропавший итальянский гран-при

Во время Большого приза Италии 2019 года несколько раз проскальзывала фраза, что гонка эта — 90-я. Аналогичной версии придерживаются и организаторы. Проблема в том, что если посчитать все проведённые гонки на национальный гран-при в Италии, то получится 89. Почему же так вышло, что юбилей настал на год раньше?

Если внимательно ознакомиться с итальянскими постерами и периодикой того периода, то до 1938 года всё было в порядке — гран-при того года был 16-м. Однако гонка 1947 года была уже 18-й. Нет, гонка в Турине 1946 года, Гран-при Валентино, никогда не носила статуса национального гран-при. Таким образом получается, что 17-й Гран-при Италии прошёл во время Второй мировой войны? И да, и нет.

Изначально 17-й Гран-при Италии был запланирован на 10 сентября 1939 года и являлся последним «гранд-эпрёв» сезона, будучи одновременно и гонкой, определяющей финальную расстановку в Чемпионате Европы АИАКР. Однако ещё в 1938 году была запланирована обширная модернизация автодрома Монцы. Изначально её необходимость назрела из-за обветшавших деревянных сооружений трассы, построенных ещё в 1922 году, и находящихся в аварийном состоянии из-за плохого ухода и многочисленных кроличьих нор у основания. Но раз уж обновляли строения, было бы нелогично оставлять нетронутой и саму трассу, поэтому в план включили и дорожное полотно. Работы предполагали снос старого овала и части «дорожной секции», строительство новых участков трассы, укладку нового асфальта на старые участки, которые останутся нетронутыми, а также улучшение инфраструктуры: возведение новой, более вместительной и крепкой центральной трибуны, новой ВИП-ложи с рестораном, строительство новых боксов на 30 автомобилей взамен старых, ещё деревянных, с заправочным оборудованием в каждом, помещений для хронометристов и прессы, а также сооружение нового главного входа на трассу и реконструкцию центрального табло и прочих информационных построек.

Пропавший итальянский гран-при

Работы начались в середине сентября 1938-го практически мгновенно после итальянского гран-при, однако сразу же пошли и задержки — из-за противоречивого проекта. Королевский автоклуб Италии почему-то решил превратить автодром Монцы в короткую версию АФУСа, одобрив план секретаря Миланского автоклуба Ренато Феррари, что пришлось не по душе очень многим. Поэтому демонтаж овала начался только весной 1939 года, а снос Курва Гранде, Лесмо и прямых, связывающих их воедино в одну трассу со стартовым комплексом, сначала был отложен, а потом и вовсе отменён, в связи с чем в итоге отказались и от строительства извилистого участка трассы между стартовой и задней прямой.

В результате реконструкции была построена новая задняя прямая, а стартовая удлинилась в южном направлении. Их связала новая секция из двух 90-градусных поворотов радиусом в 60 метров каждый с короткой прямой между ними. Связку сразу же прозвали порфириевым поворотом из-за камня, из которого была изготовлена брусчатка, которой было выложено гоночное полотно в том месте. Примечательно, что был построен и другой участок трассы, предусмотренный изначальным проектом — срезка от стартовой прямой к задней, минуя старую часть. «Афусовская» версия получила название «Трасса Пирелли», однако она так в итоге никогда и не была использована в гонках — лишь для испытательных заездов.

Пропавший итальянский гран-при

Задержки в реконструкции автодрома Монцы сразу же поставили под сомнение проведение гонки в сентября 1939 года. По-хорошему, итальянцы и не хотели её проводить — в конце 1938 года было объявлено, что в новом сезоне все итальянские гонки монопостов будут проходить исключительно по полуторалитровому регламенту, что исключало участие в них техники для гонок гран-при международной гоночной формулы. Причина была банальна — доминирование немецких команд, в то время как у итальянцев в «младшем» классе конкурентов практически не было. Однако поскольку у Большого приза Италии был статус «гранд эпрёв», Королевский автоклуб обязан был его провести по регламенту АИАКР.

Уже в июне стало понятно, что трассу не успеют подготовить к сентябрю, и в июле в прессе появились слухи что гонку отменят. И, действительно, в начале августа Королевский автоклуб Италии объявил, что 17-й БП Италии в 1939 году не пройдёт. Таким образом Большой приз Швейцарии стал последним этапом Чемпионата Европы. Однако итоги чемпионата традиционно подводились на октябрьском заседании АИАКР, которое в 1939 году так и не состоялось, равно как и провалилась попытка провести его в апреле 1940 года, но это совсем другая история. В любом случае, успей итальянцы с реконструкцией Монцы, гран-при 1939 года в любом случае был бы отменён из-за начала войны, как и все остальные гонки в Европе после Гран-при Белграда.

Война не остановила работы, тем более что Италия в военных действиях пока что не принимала участия. В январе 1940 года была закончена главная трибуна, но укладка битума на гоночное полотно (за исключением нового Южного поворота) ещё продолжалась. Более того, несмотря на неспокойное время в Европе, итальянцы продолжили проводить гонки и 17-й Гран-при Италии был запланирован на 8 сентября. К апрелю была полностью завершена реконструкция непосредственно гоночного полотна, оставалось закончить только боксы, систему хронометража и некоторые другие вспомогательные сооружения.

Но 10 июня Италия объявила войну Франции и Великобритании и все запланированные гонки в стране были отменены. Кроме БП Италии! Который, чтобы не зависеть от реконструкции Монцы, был перенесён на 15 августа в Пескару, однако 10 июля был отменён окончательно.

Пропавший итальянский гран-при

И, опять же, несмотря на войну, стройка на автодроме Монцы продолжалась вовсю и летом все работы были закончены. Более того, новенькая трасса не простаивала — её активно стали использовать для тестов. Одними из первых, кто попробовал реконструированный автодром, стали Джованни Гвидотти, Акилле Варци и Тацио Нуволари, начавшие обкатку новой заднемоторной «Альфа Ромео 512». Также трассу интенсивно использовали «Гуцци» для тестов своего нового трёхцилиндрового 500-кубового мотоцикла, и «Бьянки», нанявшие для испытаний четырёхцилиндрового 500-кубового мотоцикла с нагнетателем Альберто Аскари.

Тестовые заезды продолжались в Монце до середины 1942 года, пока автодром не реквизировали под военные склады, эвакуировав на него также и зоопарк Милана. Использование трассы не по назначению привело к тому, что к окончанию войны сооружения трассы требовали капитального ремонта, а окончательно Монцу добил парад военной техники, прошедший на ней в июне 1945 года, после чего автодром превратили в склад военной техники.

Однако в начале 1948 года руководство Автомобильного клуба Милана, владельца автодрома, начало переговоры с муниципалитетами Монцы и Милана на предмет финансирования ремонта трассы, которые закончились успешно. Деньги, 100 млн. лир, были получены в августе и немедленно под руководством нового главного инженера автодрома, Джузеппе Баччагалуппи (он проработал в Монце до 1998 года!), закипела работа. В первую очередь необходимо было отремонтировать повреждённое покрытие трассы. И раз уж такие работы начались, решено было улучшить то, что было построено/реконструировано в 1940 году. Минимальная ширина трассы на всём её протяжении теперь составляла девять метров, в перестроенной Роджии и расширенных Лесмо она увеличилась до 12, а в двух 90-градусных поворотах и на 700 метрах главной прямой её довели до 24. Также зоны безопасности были расширены до десяти метров с каждой стороны гоночного полотна; подъездные и вспомогательные дорожки также расширили, до трёх метров. Отремонтированы были и все здания, а также полностью восстановлены ограждения. Кроме того, полностью была реконструированы системы водо- и электроснабжения автодрома и проведены новые телефонные линии.

5 октября 1948 года Консалво Санези, гонщик «Альфа Ромео», проехал первые круги по отремонтированному автодрому, а 14 октября трассу официально открыли для первых тренировок Гран-при автодрома Монцы — первой гонки в Монце после 1938 года, состоявшейся 17 октября 1948 года.

К этому моменту в Милане уже прошёл первый послевоенный Большой приз Италии, который получил 18-й порядковый номер. Число 17 в Италии вообще считается нехорошим — на древнеримских надгробиях писалось VIXI (жил), т.е. фактически число 17 римскими цифрами (6+11). И раз два раза 17-й гран-при приходилось отменять, то в третий раз организаторы решили не рисковать и сделать вид, что всё уже состоялось.

Пропавший итальянский гран-при

Источник