Вас ист DAS? “Мерседес” заставил вздрогнуть всех соперников во второй день тестов в Барселоне

21.02.2020 1:03

Вас ист DAS? “Мерседес” заставил вздрогнуть всех соперников во второй день тестов в Барселоне

Во время второго тестового дня в Барселоне все команды вздрогнули. Все, кроме “Мерседеса”. Изображения с камер “серебряных стрел” показали, что Льюис Хэмилтон, а затем и Валттери Боттас тянет руль на себя во время движения по прямой и отталкивает прямо в зоне торможения, причём эти действия изменяли схождение передних колёс.

Главный вопрос, который витал в воздухе: а законно ли такое решение? Но к законности мы вернемся чуть позже, а сейчас поговорим о том, что сделали в “Мерседесе” и зачем это нужно.

В “Мерседесе” придумали, как использовать рулевое управление в моменты, когда активные действия рулем не нужны. Гонщик либо тянет руль на себя во время проезда по прямой, либо толкает руль от себя в моменты торможения. На видеозаписях видно, как в эти моменты изменяется схождение колес. Для чего?

С этого момента можно говорить конкретно о двух версиях. Первая и официальная – данную фишку в “Мерседесе” решили использовать для того, чтобы управлять температурой шин. Ведь ни для кого не секрет, что на прямой шины охлаждаются, и именно с этой проблемой, мешавшей немцам в 2019 году они, якобы, и намерены бороться.

Вторая же говорит о том, что перемещение рулевого колеса позволяет механически управлять величиной дорожного просвета, что позволит увеличить максимальную скорость на прямых без потери скорости в поворотах. На это, в частности, намекал и один из технических экспертов Крейг Скарборо, пытавшийся разобраться в работе DAS.

Вас ист DAS? “Мерседес” заставил вздрогнуть всех соперников во второй день тестов в Барселоне

На пресс-конференции во время обеденного перерыва второго дня предсезонных тестов технический директор команды Джеймс Эллисон, отвечая на вопросы журналистов, рассказал про разработку “Мерседеса”. Систему назвали DAS (Dual Axis Steering) – Двухосное Рулевое Управление, но вот по поводу легальности данного изобретения предсказуемо никаких комментариев не последовало. Единственное, что было сказано, так это то, что в ФИА знали про эту систему и про её разработку с самого начала, так что в Брэкли планируют использовать её на протяжении всего года.

Это естественно задело как другие команды, так и болельщиков. Практически все бросились изучать регламент, вчитываясь в каждую строчку правил, один из пунктов которых – под номером 10.2.3 – гласит, что регулировки в любых системах подвески не могут быть сделаны во время движения.

“Если во время движения гонщик может изменить развал или схождение, значит он может управлять пятном контакта с дорожным полотном, – заявил советник компании “Ред Булл” по автоспорту доктор Хельмут Марко. – Но самое главное, что это также в некотором виде изменяет величину дорожного просвета. Данные действия строго запрещены ФИА. Система функционирует как активная подвеска, а значит попадает под запрет”.

Впрочем, нашлись и те, кто разработку “серебряных стрел” поддержал. Так, например, технический директор “Рэйсинг Пойнт” Энди Грин считает, что к “Мерседесу” вопросов быть не должно: “Насколько мы видим по видео, это устройство является частью рулевого управления. В правилах указано, что водитель может изменять положение передних колес при помощи рулевого управления. Как, где, в какой плоскости – точно не описано. Так как гонщик тянет или толкает руль на относительно большое расстояние, можно сказать, что никаких помощников в виде гидравлики или электроники нет – чистая механика, а это не запрещено”.

А уже после завершения заездов неназванный представитель ФИА подтвердил слова Эллисона: “Судя по тем данным, что предоставили нам в “Мерседесе”, их рулевая система полностью соответствует нынешнему регламенту, – в то же время добавив. Но мы следим за ситуацией, ведь надо помнить, что любой механизм, способный изменить конфигурацию или характеристики каких-либо систем подвески запрещён, как и любая система регулировки, действующая во время движения автомобиля“.

Если DAS все-таки одобрят, к сожалению для всех остальных команд, скопировать её быстро и успешно не получится. Даже крупным коллективам, обладающим внушительным объёмом ресурсов, потребуется, по самым смелым оценкам, около полугода, чтобы внедрить эту систему, причём, по словам Энди Грина, придется кардинально перестраивать шасси.

Вряд ли команды пойдут на разработку данной новинки, если учесть, что в следующем году вступит в силу новый технический регламент. Соответственно, если в ФИА не запретят её прямо сейчас, то у “Мерседеса” будет в этом сезоне явное преимущество, ставящее под сомнение в принципе возможность борьбы за чемпионский титул со стороны других коллективов.

Впрочем, в ФИА могут и запретить данную систему – если не сейчас, то в следующем году. Не стоит забывать, что с сезона-2021 вступает в силу запрет на разработку дорогостоящих технических излишеств. В теории, данное правило должно запретить подобные хитрости, ведь следующий шаг разработки данной системы – регулировка схождения в зависимости от поворота, намёки на которую в прошлом году возникали в “Рено”.

Вас ист DAS? “Мерседес” заставил вздрогнуть всех соперников во второй день тестов в Барселоне

В остальном же второй день тестов в Барселоне прошёл в штатном режиме, если не считать аварии Романа Грожана из “Хааса”, повредившего под конец вечерней сессии заднее антикрыло.

Лучшее время дня на этот раз осталось за Кими Ряйккёненом и его “Альфа Ромео”, вторым стал представитель “Рэйсинг Пойнт” Серхио Перес, в очередной раз заставивший задуматься поклонников “Формулы-1” о том, не является ли нынешняя машина “розовых” копией прошлогоднего “Мерседеса”, третьим – Дэниел Риккардо из “Рено”.

Любопытно, что “трёхлучевые” оказались не только теми, кто больше остальных удивил во второй день тестов, но и теми, кто раньше всех закончил рабочую сессию – Валттери Боттас загнал свой W11 в боксы за 40 минут до клетчатого флага, после чего боксы команды оперативно были закрыты от посторонних взглядов.

К слову, за Боттасом в итоге осталось и худшее время дня, хотя надо помнить, что анализ времён прохождения круга по ходу предсезонных тестов – дело не самое благодарное.

1. Кими Ряйккёнен (“Альфа Ромео”, Финляндия) – 1’17.091 (134 круга)
2. Серхио Перес (“Рэйсинг Пойнт”, Мексика) – +0.256 (145)
3. Дэниел Риккардо (“Рено”, Австралия) – +0.658 (41)
4. Алекс Албон (“Ред Булл”, Таиланд) – +0.821 (132)
5. Пьер Гасли (“Альфа Таури”, Франция) – +1.030 (146)
6. Зебастиан Феттель (“Феррари”, Германия) – +1.063 (72)
7. Джордж Расселл (“Уильямс”, Великобритания) – +1.175 (116)
8. Шарль Леклер (“Феррари”, Монако) – +1.244 (49)
9. Льюис Хэмилтон (“Мерседес”, Великобритания) – +1.296 (106)
10. Ландо Норрис (“Макларен”, Великобритания) – +1.383 (136)

Источник