Вотчина “Мерседеса” и “Ред Булла”

27.10.2018 18:24

Вотчина “Мерседеса” и “Ред Булла”

Трасса имени братьев Родригес вернулась в календарь Чемпионата мира Формулы-1 относительно недавно, пережив уже третью реконструкцию. Автодром был построен в 1959-м, приняв свою первую гонку в декабре того года. А в 1962-м на трассе олимпийского парка Мехико прошёл первый Большой приз Мексики, прописавшись со следующего года в календаре Чемпионата мира, и даже став трижды ареной, определявшей чемпиона.

Но из-за проблем с контролем зрителей после 1970 года мексиканский гран-при выпал из календаря Ф1, вернувшись туда лишь в середине 1980-х, после того как была проведена масштабная реконструкция трассы. В частности, исчезла знаменитая шпилька Оркийя, а Перальтада потеряла бэнкинг. Первым победителем гонки Чемпионата мира Формулы-1 в Мексике стал Герхард Бергер на “Бенеттоне”, в дальнейшем по две победы одержали Найджел Мэнселл и Ален Прост, и по одной – Риккардо Патрезе и Айртон Сенна. Однако после гран-при 1992 года этап вновь исчез из календаря – из-за того, что инфраструктура трассы обветшала, а её никто и не думал обновлять. Плюс вновь возникли проблемы с безопасностью зрителей, да и городским властям было совсем не до гран-при.

Однако после того, как в начале 2000-х автодром стал принимать гонки чэмпкаров, вновь пошли слухи о возвращении в Мексику “Формулы-1”, и Берни Экклстоун даже озвучил, что с 2009 года ею будет заменён этап в США. Но конкретика появилась лишь после того как Карлос Слим, самый богатый человек Мексики, по совместительству помогающий гонщикам из своей страны, вложился в реконструкцию автодрома, которая оставила от первоначальной конфигурации по факту лишь стартовую прямую, но (почти) сохранила характер трассы, и обеспечил пятилетний контракт. И в 2015 году Мехико вновь принял этап Чемпионат мира Ф1, который выиграл Нико Росберг.

Гонки в Мексике всегда получаются достаточно интересными, несмотря на то, что в десяти гран-при Чемпионата мира Формулы-1 среднее преимущество победителя на финише составляет 14.392 сек. (9.995 сек., если брать только 2015-2017 гг.). Максимальное преимущество было Найджела Мэнселла в 1987-м, когда он выиграл у своего партнёра по “Уильямс” 26.176 секунды; в новейшей эре Ф1 наиболее убедительной стала победа Макса Верстаппена в прошлом году, когда Валттери Боттас проиграл 19.678 сек. Минимальные отрывы всегда были не более двух секунд, но и не менее одной: Риккардо Патрезе в 1991-м и упомянутый Росберг, 1.336 сек. и 1.954 сек. соответственно, оба финишировали впереди своих партнёров по команде.

Средняя позиция победителя БП Мексики на старте – 1.7, причём из десяти гонок лишь дважды побеждал гонщик, стартовавший не с первой линии. Наиболее удалённая позиция была у Герхарда Бергера, четвёртая; гонщики “Мерседес” побеждали, стартуя с поула, а Верстаппен – со второго места. Обычно по ходу дистанции лидер меняется 1-2 раза, но вот в прошлом году этого не случилось, в то время как в 2015-2016 гг. это произошло четыре и три раза. При этом в среднем пелотон возглавляют два гонщика, максимальное число лидеров – трое, случалось трижды, в 1986-1987 и 2016 годах, когда впереди побывали Росберг, Льюис Хэмилтон и Зебастиан Феттель, сменявшись во время пит-стопов. Вообще, длинные прямые способствуют обгонам в Мехико, в среднем их за гонку происходит 40, однако, как это не парадоксально, с ДРС в 2015-2017 гг. их случалось всего 24-27 в гран-при, в то время как в 1986-1992 годах их среднее число превышает 46, а рекорд был установлен в 1990-м – 70.

В среднем до финиша на автодроме имени братьев Родригес в гонке Ф1 добирается 15-16 автомобилей, исключения составили гонки 1987 (девять), 1990 (20) и 2016 (21) годов. При этом практически всегда в одном круге с лидером финиширует в лучшем случае первая пятёрка. Только в 1990-м в одном круге оказалась вся первая девятка, в 2016-м – десятка, а в первом гран-при на реконструированной Тильке трассе лишь двое уступили круг и более победителю. Объяснить это выездом автомобиля безопасности тяжело – все три последних года он неизменно выезжал на трассу, в 2015-м ближе к финишу из-за аварии Феттеля, в 2016 году из-за аварии Паскаля Верляйна на первых кругах, а в прошлом году – лишь виртуально, посередине дистанции.

Вотчина “Мерседеса” и “Ред Булла”

Если говорить детальнее про трассу, то она – одна из самых коротких в календаре, 4304 метра. Короче только Монте-Карло, даже круг в Интерлагосе длиннее на пять метров! Из-за этого гонщикам приходится проезжать трассу 71 раз. При этом автодром, помимо конфигурации, которая благодаря оригинальной основе, не сильно похожа на тильковские новоделы, имеет две особенности – очень скользкий асфальт, на котором автомобилям не хватает держака, и разрежённый воздух.

Высота на отметке 2200 метров над уровнем моря означает, что аэродинамика автомобиля генерирует меньше прижимной силы, что вынуждает инженеров сильнее выкручивать крылья, чем это обычно делается на похожих по конфигурации трассах, таких как Монца или Баку. Но длинные прямые, в конце которых можно разогнаться и до 370 км/ч, причём максимальная скорость держится на протяжении 15 секунд, а газ в пол выжат 42% времени, всё равно вынуждают искать компромисс в настройках, т.к. среднескоростных и медленных поворотов в Мехико хватает. Несмотря на то, что углы атаки крыльев практически соответствуют сингапурским, уровень прижима всего на 10% меньше, чем в Монце. В среднем, автомобили используют 1.4 кг топлива на круге.

Также разрежённый воздух влияет и на охлаждение – как двигателей, так и тормозов, выводя на передний план надёжность турбины. Правда, последние используются лишь на протяжении 16 секунд, или 21% круга. Самое интенсивное торможение ждёт гонщиков в первом повороте, когда на протяжении 70 метров им необходимо замедлиться с 350-360 км/ч до 100-110 км/ч, испытав при этом перегрузки в 4.2G.

Ключевым участком мексиканского автодрома является стадионная секция, т.е. 12-16 повороты. В этом месте автомобили едут с минимальной скоростью, и от настроек управляемости и сцепления с трассой зависит общее время круга. Особенно сложным оказывается 13-й поворот, в котором легко перетормозить и испортить шины или ошибиться на входе, словив избыточную поворачиваемость. Также важной является стабильность автомобиля в связке 1-3 и 7-11 поворотов. Четвёртый поворот является традиционным местом для обгонов, т.к. его можно проходить по нескольким траекториям

В прошлом году первая тройка останавливалась в боксах один раз: Макс Верстаппен на 32-м круге сменил ультрасофт на новый суперсофт, аналогично поступил и Валттери Боттас с Кими Ряйккёненом – всё это произошло под автомобилем безопасности. Единственным, кто в прошлом году сознательно использовал две остановки, стал Серхио Перес: до 18-го круга на ультрасофте, затем до 50-го на новом софте, и обратно на ультрасофт, но уже использованный. В результате мексиканец финишировал седьмым, но Лэнс Стролл опередил его лишь благодаря удачному появлению виртуальной машины безопасности. Самыми же ранними остановками в боксах для тех, кто ехал гонку с одним пит-стопом, стали визиты в боксы Фелипе Массы (третий) и Паскаля Верляйна (четвёртый), которые до самого финиша поехали на новом софте. В итоге они финишировали 11-м и 14-м.

Вотчина “Мерседеса” и “Ред Булла”

Трасса имени братьев Родригес была реконструирована буквально недавно и практически весь опыт выступлений гонщиков “Формулы-1” на ней ограничен тремя Большими призами Мексики. Однако есть и исключение: Брендон Хартли. Новозеландец впервые выступил в Мексике за рулём автомобиля Ф1 лишь в прошлом году (сход после 30 кругов из-за проблем с двигателем), однако на его счету две победы в “6 часах Мексики” в Чемпионате мира по гонкам на выносливость. Да, обе были добыты в компании с Тимо Бернхардом и Марком Уэббером (2016)/Эрлом Бамбером (2017), но именно Хартли в обоих случаях установил лучшее время круга в гонке.

Самым же успешным гонщиком современной Ф1 в Мексике является Льюис Хэмилтон – британец дважды стартовал с первой линии (1 поул) и дважды заканчивал гонку на подиуме (1 победа), а в прошлом году финишем на девятом месте оформил свой четвёртый титул. В прошлом году здесь, стартуя со второго места, победил Макс Верстаппен, причём в абсолютно доминирующей манере – ни отдав ни одного круга лидирования. Но в 2016-м нидерландец лишился подиума из-за штрафа в пять секунд за срезку, а в 2015-м гонщик “Ред Булл” закончил гонку на девятом месте.

Также на мексиканском подиуме бывали (третьими) Валттери Боттас в 2015-м (плюс вторым в прошлом году и ещё один финиш в топ-10 в 2016-м), Дэниел Риккардо в 2016-м (помимо этого был пятым и сошёл в прошлом году) и Кими Ряйккёнен в 2017-м (до этого сходил с дистанции и финишировал шестым). А вот Зебастиану Феттелю в Мексике никогда не везло: в 2015 году он сошёл из-за аварии, в 2016-м получил штраф и опустился в протоколе с третьего на пятое место, а в прошлом году, несмотря на поул, он финишировал лишь четвёртым, после того, как его развернули в шестом повороте первого круга. При этом Феттелю принадлежат рекорды круга как в гонке (1’18.785), так и в квалификации (1’16.488).

Любимец местной публики Серхио Перес дома выступает не так уж и хорошо (хотя у него есть ещё и опыт выступлений на старой версии автодрома – в А1ГП в 2007 году) – все три раза он хоть и финишировал в топ-10, но каждый раз проигрывая партнёру по команде – Нико Хюлькенбергу: 8-е место против 7-го с отставанием в почти 10 секунд в 2015-м и 10-е против того же 7-го в 2016-м, с проигрышем уже в 20 секунд; и Эстебану Окону, пятое место против седьмого с отставанием в 4.5 секунды. Посмотрим, получится ли у мексиканца переломить ситуацию в этом году; его нынешний коллега по “Форс Индии” стартовал в Мехико ещё и в 2016-м, финишировав последним с отставанием в два круга за рулём “Мэнора” в 2016-м.

Нико Хюлькенберг в прошлом году до финиша не добрался из-за проблем с силовой установкой “Рено”, но в его актив следует занести старты во всех трёх мексиканских гран-при из топ-10, а вот Карлос Сайнс на БП Мексики и вовсе никогда не финишировал в топ-10, первые два года оказываясь вне первой десятки, а в прошлом и вовсе сошёл из-за проблем с управлением.

Вообще, из оставшихся гонщиков пелотона в топ-10 гран-при заканчивал ещё Роман Грожан (в 2015-м за рулём “Лотуса”), Фернандо Алонсо (десятый в прошлом году), Кевин Магнуссен (также в прошлом году, восьмой) и, внезапно, Лэнс Стролл – шестым в своём первом старте в Мексике. В Мексике всегда был хорош Маркус Эрикссон – швед за рулём “Заубера” в 2015-м финишировал 12-м, а в 2016 году – и вовсе 11-м, при том что с дистанции сошёл только один автомобиль. В прошлом году Эрикссон к середине дистанции выбрался на восьмое место, но сначала его карты спутал виртуальный автомобиль безопасности, а потом он и вовсе сошёл из-за проблем с техникой.

Стоффель Вандорн и Пьер Гасли в своём единственном старте в Мексике в прошлом году финишировали в середине второго десятка, а вот абсолютно никакого опыта езды по мексиканскому автодрому нет у Сергея Сироткина, в то время как Шарль Леклер в прошлом году отработал в “Заубере” пятничную тренировку (28 кругов, 16-й результат).

Традиционно трибуны Гран-при Мексики будут вновь забиты, и у зрителей на них, как и в прошлом году, есть возможность увидеть пятый титул Льюиса Хэмилтона. Это случится, если:

Также есть шанс на ещё достижение – Макс Верстаппен всё ещё может стать самым молодым обладателем поула в “Формуле-1”. Ему исполнился 21 год 30 сентября, а нынешний рекорд – 21 год и 72 дня, и его обладателем является Зебастиан Феттель. Будет ли нанесён в эти выходные по немцу двойной удар, узнаем совсем скоро – после финиша квалификации Гран-при Мексики, ближе к полуночи субботы.

Источник