«Всё или ничего. Рисковый голландец из «русского» города» – история Джои Алдерса

28.01.2020 7:52

«Всё или ничего. Рисковый голландец из «русского» города» – история Джои Алдерса

Автогонки во многом несправедливый вид спорта, а молодёжные «формулы» в этом отношении давно стали эталоном со знаком «минус». В младших сериях бесталанные гонщики, имеющие за плечами солидных спонсоров или богатых родителей, без помех продвигаются по карьерной лестнице, даже не выдавая особых результатов, в то время как парни и девушки, всем сердцем стремящиеся показать себя и посвящающие жизнь исключительно автоспорту, но не имеющие по тем или иным причинам серьёзной финансовой поддержки, вынуждены рано завязывать с любимым делом или ютиться в заштатных чемпионатах, по большей части особо не надеясь на получение признания.

Представителем второй категории и является наш сегодняшний герой – голландец Джои Алдерс, чья звезда волей случая взошла на гоночный небосклон этой зимой.

Алдерс родился 6 августа 1999 года в городе Ден-Хелдер, провинции Северная Голландия, так что даже с учётом новой туристической политики его родной стороны, с этого года принявшей решение полностью отказаться от наименования Голландия в пользу Нидерландов, Джои имеет полное право называть себя голландцем. Впрочем, в этом относительно крупном по местным меркам городе (численность населения Ден-Хелдера составляет порядка 58 тысяч человек – прим.ред.), известном своей военно-морской базой и являющемся самой северной точкой континентальных Нидерландов, будущий гонщик провёл лишь первые годы жизни. Позже он вместе с семьёй переехал в куда более скромную по размерам Анну-Полону (численность населения составляет порядка 7300 человек – прим.ред.), в названии которой нетрудно разглядеть имя и отчество дочери российского императора Павла I и жены короля Виллема II Анны Павловны.

Заниматься картингом Джои начал в 2010 году и, несмотря на весьма достойные результаты – четыре титула чемпиона страны в разных классах – особым интересом у крупных спонсоров долгое время не пользовался. И эта проблема в будущем будет преследовать его на протяжении всей карьеры. Дело всё в том, что тогда Нидерланды переживали настоящий гоночный бум: Гидо ван дер Гарде и Робин Фряйнс покоряли младшие «формулы», в картинге вместе с Джои блистали Ник де Врис, Ринус Викей, Ричард Вершор, Бент Вискал и Макс Верстаппен. Много позже Алдерс признается, что последний хоть и позволяет поддерживать в стране поистине невероятный интерес к автоспорту, но при этом создаёт и чудовищные проблемы для всей нынешней гоночной молодёжи Нидерландов. Остальные пилоты банально не интересны ни зрителям, ни крупным компаниям. При этом Джои, то ли в шутку, то ли всерьёз, говорил, что у него даже в Бразилии болельщиков больше, чем в Нидерландах.

В картинге в итоге Джои, поддерживаемый в финансовом плане лишь отчимом Данни Пормесом, достаточно известным в Нидерландах бегуном, одним из автором инициативы «Раннерсуорлд» и владельцем одноимённой сети магазинов спортивной одежды, задержался надолго – до 2017-го. Став в тот год шестым в гранд-финале «Ротакс Макс Челлендж» в категории ДД2, ему наконец-то удалось обратить на себя внимание программы «Ван Амерсфорт Рэйсинг» (ВАР), руководство которой решило дать парню шанс и предоставить место в немецкой Ф4.

«Всё или ничего. Рисковый голландец из «русского» города» – история Джои Алдерса

Не секрет, что переход из картинга в «формулы» далеко не всем даётся легко, и пусть Джои повезло с ВАР, эта белая полоса в его жизни довольно быстро сменилась чёрной. Попав в Ф4 в сезоне-2018, Алдерс получил не только статус «позднего таланта», при котором показывать себя необходимо здесь и сейчас, но и полный комплект серьёзных соперников, выдержать конкуренцию с которыми сходу недавнему выходцу с картодромов откровенно не удалось. Напарникам по «Ван Амерсфорту» – Лиаму Лоусону, Фредерику Вести и Шарлю Вертсу – голландец проиграл в одну калитку, как и Лириму Цендели, Энцо Фиттипальди, Мику Висхоферу и Олли Колдуэллу. Проигранной – Джанлуке Петекофу, Никласу Крюттену и Давиду Шумахеру – оказалась и борьба за место в тройке зачёта новичков.

В ВАР даже после такой неудачи в принципе готовы были переподписать Джои и на второй год, но теперь уже только с условием полной оплаты сезона с его стороны. Сумма на тот момент оказалась неподъёмной, и карьера в европейских «Формулах-4» для голландца завершилась. «Для меня тот год был годом учёбы, и я действительно многому научился. Всё, с чем я там столкнулся, было абсолютно новым, полностью отличалось от картинга, и я, естественно, наделал ошибок. Нужно было хотя бы раз попасть на подиум и регулярно приносить команде очки, тогда всё сложилось бы иначе. А так, участие на второй год был слишком дорогим, мы не могли себе этого позволить», – вспоминал Алдерс.

«Всё или ничего. Рисковый голландец из «русского» города» – история Джои Алдерса

Помощь для Джои пришла оттуда, откуда сложно было этого ожидать – из Китая. В гонконгской «Блэк Артс Рэйсинг» предложили Алдерсу принять участие в тестах азиатской «Формулы Рено 2.0» – чемпионата, о существовании которого даже в среде тех, кто пристально следит за младшими сериями, знают немногие. Впрочем, особого выбора у голландца не было, и в это приглашение он вцепился как в последнюю спасительную соломинку.

В итоге на третий день тестов на трассе в Чжухае Джои даже удалось перебить рекорд круга для азиатской ФР2.0, установленный чемпионом 2016 года австралийцем Джошом Бёрдоном. Что интересно, сам Бёрдон на тех тестах выполнял роль наставника Алдерса, давая советы по настройкам и управлению новой для голландца машины. Тот перебитый рекорд в конечном счёте сыграл важную роль, произведя неизгладимое впечатление на босса «Блэк Артс» Билла О’Брайена, заявившего, что Джои заслуживает не просто места в команде, но и участия в «Формуле-3». Не международной, нет – зимней азиатской Ф3.

В результате Алдерс был заявлен на заключительный этап «трёшки» на Сепанге, где финишировал восьмым и дважды девятым, а заодно вновь пересёкся с Ринусом Викеем, оформившим тогда чемпионство. Сам Джои после того этапа зимней азиатской Ф3 чуть ли не светился от счастья: «Чтобы гонять тут, нужны яйца. Да, у машин «Формулы-4» есть антикрылья, но особой прижимной силы они не создают, а вот «Формула Рено» и Ф3 – это совсем другой уровень. Здорово гонять, имея такой прижим, плюс мне удалось найти баланс и скорость в новых условиях. К тому же это Сепанг, тут была «Формула-1».

Счастье это, правда, было недолгим – в «Блэк Артс» предложили голландцу проехать в азиатской «Формуле-3» полноценный сезон, но перед гонщиком вновь встал вопрос финансов – семейные сбережения были ограничены, а спонсоры всё так же не проявляли к нему особого интереса. В итоге Алдерс сумел заявиться лишь в азиатскую «Формулу Рено», где его опять ждала уже знакомая ситуация «всё или ничего».

«Всё или ничего. Рисковый голландец из «русского» города» – история Джои Алдерса

«Нужно понимать, что гонки всё равно остаются дорогим видом спорта. Да, в этом плане выступать в Азии проще, тут всё намного дешевле, но это по-прежнему дорого. Сейчас я пришёл в чемпионат, чтобы взять своё», – так Джои Алдерс позже описывал тот настрой, с которым готовился к участию в азиатской ФР2.0.

Однако «взять своё» удалось не сразу. Дебютный этап нового для себя чемпионата, прошедший в Чжухае, голландец, вынужденный из-за правил серии выступать под гоночной лицензией Гонконга, провалил, финишировав лишь восьмым и четвёртым. Особенно неудачным этот результат смотрелся на фоне того, что в обеих гонках Джои стартовал с поула, а его напарник по команде, также подписанный на полный сезон грузин Сандро Таварткиладзе, возглавил личный зачёт, одержав одну победу и финишировав четвёртым. На исправление ошибок, опять поставивших под вопрос дальнейшую карьеру, у Алдерса было 2,5 месяца. Именно такой срок разделял первый и второй этапы в Чжухае, и голландец провёл их максимально продуктивно, поработав с отчимом над ментальной составляющей, а с командой – над технической, с чем ему помог Ричард Брэдли.

Руководству «Блэк Артс» удалось привлечь британского сингапурца, в своё время побеждавшего в «Формуле БМВ», где пересекался в том числе с Даниилом Квятом и Карлосом Сайнсом, и выигрывавшего «24 часа Ле-Мана» в категории ЛМП2, в качестве гоночного инженера, и многоопытный Брэдли за отведённое ему время сумел наладить с Алдерсом отличный контакт и научить всему необходимому.

Итогом стало последовавшее за этим тотальное доминирование Джои в виде девяти поулов подряд, восьми побед в десяти гонках и оформления чемпионского титула с комфортным преимуществом в 49 очков над бразильцем Бруну Карнейро. Приятным и не менее важным бонусом стал чек на 45 тысяч евро, а также… предложение от «Блэк Артс» сразу же после триумфа отправиться на Сепанг для участия в первом этапе азиатской «Формулы-3».

«Всё или ничего. Рисковый голландец из «русского» города» – история Джои Алдерса

Мало кто из любителей младших серий мог тогда предположить, кто на самом деле окажется главным фаворитом азиатской «трёшки» в новом её сезоне. Реформа чемпионата, перешедшего на зимнее время и разбившегося на 2019 и 2020 годы, но сохранившего при этом статус полноценной серии ФИА и возможность присуждать чемпиону сразу 18 очков супер лицензии, привела к тому, что для участия в нём заявились именитые по континентальным меркам гонщики.

На фоне действующего чемпиона Юкио Сасахары, пришедших из «Формулы-2» Никиты Мазепина и Татьяны Кальдерон, выступавших в «Формуле-3» Джейка Хьюза, Девлина Дефранческо, Себастьяна Фернандеса и Алессио Деледды, а также чемпионки W Series Джейми Чадуик, тест-пилота «Хааса» Пьетру Фиттипальди и числящегося в программе «Ред Булла» Джека Дуэна Джои Алдерс даже с учётом чемпионства в азиатской «Формуле Рено» смотрелся в глазах болельщиков если не ноунеймом, то явным аутсайдером.

Тем удивительнее оказалось для них выступление этого самого «ноунейма» – уверенный пилотаж, выигранная на трассе борьба с Дуэном и другими соперниками, две победы и одно третье место, позволившие возглавить личный зачёт. Алдерс, получивший в 2019 году внушительный накат в Малайзии, сполна воспользовался сложившейся благодаря звёздам ситуацией. Правда, уже после этапа, как и годом ранее, Джои столкнулся со старой проблемой – приглашение действовало только на этап, а на продолжение борьбы необходимо было снова искать деньги.

Привлечь к помощи компании из родной страны так и не удалось, не получил Джои поддержки и от Королевского автомобильного клуба Нидерландов. Надеяться оставалось только на давних партнёров – небольшой американский бренд одежды ОЛОИ. Неизвестно, ценой каких усилий Алдерсу и его представителям удалось уговорить Томаса Ю Ли помочь со всеми оставшимися этапами Ф3, но уже в Дубае машина голландца приобрела фирменный розовый оттенок ОЛОИ, а логотип компании окончательно обосновался на комбинезоне гонщика, отплатившего своим инвесторам очередными тремя подиумами.

Третий этап – в Абу-Даби – сложился для Джои чуть менее удачно, однако и там он сумел однажды подняться на верхнюю ступеньку пьедестала, а завершил его в прежнем статусе лидера с преимуществом в 48 очков над Дуэном и с хорошим настроением в преддверии очередных гонок на любимом Сепанге.

Сейчас Алдерс не скрывает, что фактически у него есть лишь один шанс продолжить движение вверх по гоночной карьерной лестнице: «Если бы деньги не играли особой роли, после азиатской Ф3 я бы вернулся в Европу. Если бы при этом ещё и получил поддержку от какой-нибудь из команд «Формулы-1», то даже хотел бы поехать в «Формуле-3». Сейчас мы держим контакт с «Рено», они говорят что-то вроде «у вас всё хорошо», но пока не готовы взять меня под своё крыло. По сути, всё упирается в баллы супер лицензии – для попадания в «Формулу-1» нужно 40, титул в Азии позволит набрать 18, и такое количество автоматически делает тебя привлекательным для команд «больших призов». Так что цель сейчас только одна – заработать эти 18 баллов».

Остаётся лишь надеяться, что нынешняя белая полоса в карьере Джои Алдерса продлится как можно дольше – своим трудом и результатами этот «поздний» по современным гоночным меркам голландец доказал, что как никто заслуживает места под европейским «формульным» солнцем. Осталось сделать лишь пару шагов.

Источник