Хранитель горы. История Боба Лазьера
Днём в субботу 18 апреля в больнице Денвера, штат Колорадо, от осложнений, вызванных коронавирусом, в возрасте 81 года умер американский гонщик Боб (Роберт) Лазьер, новичок года серии КАРТ 1981 года и отец Бадди Лазьера, победителя “Инди-500” 1996 года и серии ИРЛ 2000-го. Лазьер-старший был госпитализирован несколько недель назад и был помещён под аппарат ИВЛ, однако его организм не выдержал 22-дневной борьбы с вирусом.
“Очень грустные новости, – выразил свои соболезнования Чип Ганасси, давний друг Лазьер. – Несколько месяцев назад я гостил у Боба, мы вместе катались на лыжах, каждый день завтракали вместо и классно проводили время. Он был отличным парнем”. ““Он был выдающимся человеком, наполненным энергией и любовью к жизни”, – написала в некрологе Диана Лазьер, вдова Боба.
Родившись в декабре 1938 года в Миннеаполиесе, штат Минессота, Лазьер в 1963-м переехал в Вейл, Колорадо – город, ныне являющейся крупнейшим горнолыжным курортом штата. Выбор места проживания стал следствием случаем, определившим всю его дальнейшую жизнь.
В конце декабря 1962 года Боб Лазьер, оставив мечты пробиться в горнолыжном спорте на Олимпиаду и работающий в специализированном лыжном магазине, вместе со своей женой Дианой (они поженились в 1960-м) ехали в Альту, штат Юта, и по дороге решили заскочить в Аспен, Колорадо, на горнолыжную трассу, к другу Боба, который должен был ему денег. По дороге они остановили свой “Моррис Минор” около вагончика заправки, расположенной на окраине новопостроенного горнолыжного курорта Вэйл. И пока они на морозе занимались своим автомобилем, из отеля, расположенного рядом, выскочили две девушки с криком: “Мы больше никогда не будем работать на этого человека!”. Боб с Дианой переглянулись: “Похоже, здесь есть две вакансии”. И они остались в Вэйле.
Посёлок получил статус города в 1966 году, и Лазьер, ставший одним из первых его застройщиков, достаточно быстро добился успеха: в течении 17 лет он закончил 16 крупных проектов в сфере коммерческой недвижимости, а также стал владельцем отеля “Тиволи Лодж” (Tivoli Lodge), который он сам спроектировал и построил в 1968 году.
Отель, вдохновлённый итальянской архитектурой и получивший своё название в честь итальянского города провинции Лацио, в 2005 году прошёл успешную реконструкцию в 2007-м и до сих пор остаётся жемчужиной Вэйла. “Концепция застройки города как бы делает его хранителем горы Вэйл, – вспоминал Лазьер. – Это города и её окрестности – национальный парк, принадлежащий государству и обслуживаемый Лесной службой США. Мы любим наш город, но это больше чем любовь – это страсть. Если вы хотите чтобы люди получали максимум удовольствия от гор, они должны получать максимум удовольствия и от города около них. Это как с гонками – надо найти баланс или ты окажешься в стене”.
В конце 1960-х Боб Лазье в уже достаточно зрелом возрасте – ему было за 30, – увлёкся автогонками, начав участвовать в соревнованиях Клуба спортивных автомобилей Америки (СККА, SCCA), сходу выиграв региональный чемпионат “Формулы-Ви” и став вторым в “Формуле-Форд”. Несмотря на возраст, Лазье оказался достаточно успешен: после победы в дивизионе Среднего запада США в национальном чемпионате СККА (SCCA National Championship Runoffs) он стал первым в классе “Формула-Б” (позднее он стал именоваться “Формула-Атлантик”) в 1971-м, взял бронзу в классе “Формула Форд” в 1970-м и трижды становился призёром в “Формуле-Ви” (3-й в 1971 и 1973 гг. и 2-й в 1972-м).
Доработанная версия последней категории, “Формула Супер Ви” (фактически аналог европейской Ф3 в США), и стала основной специализацией Боба Лазьера. На протяжении 1972-1980 гг. он одержал более десяти побед в гонках, выиграв бронзу американского чемпионата в 1973-м, серебро в 1976-м и став чемпионом в 1977 году. Однако Лазьер не ограничивался лишь одной категорией – в 1972 году он, выступая за собственном “Марч 722”, стал третьим в американской “Формуле Б”, выиграв одну гонку, а, позднее и, правда, без особых успехов, отметился в Ф5000 (1973, 1976), “Кан-Ам” (1974) и гонках ИМСА (1980). Также в 1977 году Лазьер в паре с Джоном Вудом стал лучшим в категории автомобилей “Транс-Ам” в совместной шестичасовой гонке с “Кан-Ам” в Уоткинс-Глен; правда, в остальных заездах серии масл-каров он лишь раз попал в топ-10.
В 1977 году Боб Лазьер дебютировал в гонках под санкцией ЮСАК – на финальном этапе “Мини Индикара” (серия использовала технику “Супер Ви”) в Финиксе, финишировав 7-м. В 1980-м Лазьер провёл ещё одну гонку в этом чемпионате, став вторым в Мид-Огайо, и на сезон 1981 года неожиданно подписал контракт с командой Боба Флетчера на выступления на полном расписании в гонках чемпкаров, а также “Инди-500” (в том сезона “пятисотка” не входила в календарь КАРТ).
Лазьер без особых проблем сумел квалифицироваться 13-м, став при этом одним из самых возрастных дебютантов “Инди-500” в истории – на момент старта ему было более 42 лет! Однако после 3/4 дистанции на его “Пенске ПК-7” приказал долго жить двигатель и колорадец был классифицирован только 19-м. Но в основном чемпионате дела шли гораздо лучше – если на овалах дела не клеились, то в Риверсайде Лазьер попал в топ-5, а в Уоткинс-Глен и Мехико – и вовсе финишировал 4-м, что позволило по итогам сезона занять девятое место и стать новичком года!
В 1982-м Боб Лазьер должен был выступать в Индианаполисе за рулём “Игл 80” команды “Вайсард Рэйсинг”. Однако в первый день квалификации в чудовищную аварию попал Гордон Смайли, и 14-летний сын Боба, Бадди Лазьер, в страхе за отца уговорил того отказаться от участия. И проехав “3 часа Дейтоны” в конце года, Лазьер-старший вешает шлем на гвоздь, отказавшись от предложения “Кёрб-Агаджаниан” проехать гонку в Индианаполисе в 1983-м (Майк Чендлер в итоге стал 16-м).
Завязав с гонками, Боб Лазьер начинает помогать своему старшему сыну Бадди с карьерой в горнолыжном спорте. Однако как только тот во второй половине 1980-х переключается на автоспорт, Лазьер-старший также возвращается в гонки! Правда, полноценным возвращением назвать это было сложно – лишь четыре старта, один на этапе “Американского Индикара” (1988, “Сент-Луис Интернешнл Рэйсвей”) и три в “24 часах Дейтоны”, однако все три старта в суточном парафоне в компании с Амосом Джонсоном и Деннисом Шо на “Мазда RX-7” команды “Хайбол” в 1987-1989 гг. закончились победами в классе GTU.
Примечательно, что Боб Лазьер никак не вмешивался в карьеру Бадди, а позднее и его младшего брата Жака, предоставляя сыновьям самостоятельно принимать решения и прокладывать себе путь исключительно собственными силами. Кроме того, Лазьер-старший настоял на том чтобы они оба закончили колледж – гонки гонками, а образование не помешает. При этом он старался не пропускать ни одной гонки, будучи главным фанатом сыновей, став в итоге неизменным гостем в паддоке “Индикара”. Журналистам Боб Лазьер объяснял всю ситуацию следующим образом: “Это было их желание заняться автоспортом, а не моё. Ты не обязан делать всё в жизни только ради своего отца. Ты должен заниматься тем, что доставляет тебе удовольствие. Я даже не был их гоночным инструктором – они добились гораздо большего, чем я, зачем им это?”
В 2013 году Боб и Бадди Лазьеры основали “Лазьер Партнерс Рэйсинг”, маленькую команду, выходившую на старт исключительно “Инди-500”. К сожалению, ограниченные ресурсы не позволили им добиться сколь-нибудь существенных успехов, и как только заявка “пятисотки” стала стабильно собирать более 33 автомобилей, “Индикар” прекратил поддержку Лазьеров, и они поставили проект на паузу, активно работая над возвращением в гонки в 2021 году.
Вплоть до зимы 2019/2020 Боб Лазьеh был активным участником автогоночных мероприятий, оставаясь в памяти фанатов автоспорта жизнерадостным и щедрым человеком, в т.ч. регулярным участником гонок исторических автомобилей в Индианаполисе, став в итоге самым старым гонщиком, побеждавшим на “Индианаполис Мотор Спидвей”, выиграв одну из гонок “Про-ам”. “Боб всегда был с нами. Он любил прогуливаться по пит-лейн с неизменной улыбкой на лице, – вспоминает Дуг Боулз, президент трассы Индианаполиса. – И он всегда относился ко всем как будто они члены его семьи”.
“Каждый раз когда я встречал Боба на пит-лейне или на спидвее, он всегда говорил: “Эй, тебе надо взять свою семью и приехать ко мне в Вэйл”, – продолжает Боулз, бывший совладельцем команды “Пантер Рэйсинг”. – И в какой-то момент мы взяли и приехали весной к нему в “Тиволи Лодж”, а не так давно и провели вместе с его семьёй и День благодарения. Попадая в его отель, ты автоматически становишься частью клана Лазьер, и это, а не природа или сервис, что было в Вэйле”.
У Боба Лазьера осталась жена, а также, помимо двух сыновей, дочь Венди, приёмная дочь Кара и несколько внуков, старший из которых, Флинн, надеется через несколько лет выйти на старт “Инди-500”.
Читайте также
- Возвращение “Инди Лайтс”, аншлаг в ЮСФ2000 и трио претендетов в “Инди Про 2000”. Превью сезона младших серий “Индикара”
- Появится ли в Кубке команда Дэйла Эрнхардта-младшего?
- Дорога к “Индикару” 2021
- Время Икс. Вторая жизнь легендарного “Косуорт DFV” за океаном
- Уход за памятниками из гранита: основные правила