Зимняя битва на краю света. Чего ждать от нового сезона «Формулы-Тойота»

10.01.2019 18:16

Зимняя битва на краю света. Чего ждать от нового сезона «Формулы-Тойота»

12 января в Новой Зеландии стартует ежегодный зимний чемпионат «Тойота Серии», состоящий из пяти этапов. Этот турнир, также известный как «Формула-Тойота», пользуется большой популярностью среди молодых пилотов, только начинающих свой путь в молодёжных формулах, считаясь отличной подготовкой для юных талантов к предстоящему сезону.

«Именно здесь можно получить очень ценный опыт работы с аэродинамикой и шинами, причём в любую погоду — будь то дождь или солнце» — отмечает Джонатан Мури, главный менеджер одной из команд чемпионата.

В этой серии выступали такие известные гонщики, как Митч Эванс, Ник Кэссиди, Алекс Линн, Джордан Кинг, Артём Маркелов, Раффаэле Марчьелло, Николас Латифи, Фердинанд Габсбург, а также те, кто впоследствии сумели и вовсе добраться до статуса призовых пилотов «Формулы-1»: Даниил Квят, Брендон Хартли, Уилл Стивенс, Лэнс Стролл и Ландо Норрис. К слову, последние двое становились чемпионами «Формулы-Тойота» (Лэнс в 2015-м, Ландо в 2016-м).

Как уже упоминалось выше, чемпионат состоит из пяти этапов по три гонки, и под конец каждого из них определяется общий победитель. Помимо этого триумфаторы того или иного этапа получают определённый трофей, самые известные из которых – Мемориальный трофей Дэнни Халма и Кубок Новой Зеландии. Победитель же личного зачёта вознаграждается Трофеем имени Криса Эймона.

Зимняя битва на краю света. Чего ждать от нового сезона «Формулы-Тойота»

Стоит сказать пару слов о том, какую технику молодые дарования получают в своё управление в «Тойота Серии».

C 2015 года здесь используется новое шасси, разработанное итальянской фирмой «Татуус» по спецификации ФИА для «Формулы-3». «Тойота Татуус FT-50» оснащена модифицированной версией 1,8-литрового четырёхцилиндрового двигателя мощностью 200 лошадиных сил и имеет шестиступенчатую коробку передач. Основным шинным поставщиком является французская компания «Мишлен», а вес машины составляет приблизительно 480 кг.

Как и в прошлом году, гонщиков ждут пять этапов по три гонки каждый, а сезон завершится Гран-при Новой Зеландии на трассе имени Криса Эймона в Мэнфилде. При этом, правда, есть и одно изменение по сравнению с сезоном-2018 — вместо автодрома в Раупану теперь гонщикам предстоит навестить трассу в Кромвеле, на которой пройдёт стартовый этап чемпионата.

Полностью календарь серии выглядит следующим образом:

— 12-13 января: Хайлендс Моторспорт Парк, Кромвель
— 19-20 января: Теретонга-парк, Инверкаргиль
— 26-27 января: «Хэмптон Даунз Моторспорт Парк», Хэмптон Даунз
— 2-3 февраля: «Брюс Макларен Моторспорт Парк», Таупо
— 9-10 февраля: Трасса имени Криса Эймона, Мэнфилд

Зимняя битва на краю света. Чего ждать от нового сезона «Формулы-Тойота»

Список участников чемпионата традиционно невелик — в нынешнем сезоне в «Тойота Серию» заявилось 16 гонщиков, места для которых предоставили четыре коллектива. Основная масса звёздной молодёжи как обычно попала в М2, но и «Жиль Моторспорт» с МТЕКом и «Виктори» могут похвастать интересными персонажами.

Для начала приведём полный список гонщиков, за результатами которых мы будем следить весь предстоящий месяц:

«М2»:
№8 – Маркус Армстронг
№10 – Лиам Лоусон
№12 – Артём Петров
№22 – Лукас Ауэр
№28 – Кэмерон Дас
№30 – Эстебан Мют

«Жиль Моторспорт»:
№7 – Рауль Хайман
№9 – Петр Птачек
№16 – Томас Смит
№21 – Дев Гор

«МТЕК»:
№5 – Петру Флореску
№11 – Джексон Уоллс
№36 – Кадзуто Котака
№54 – Кэлан Уильямс

«Виктори»:
№66 – Паркер Лок
№86 – Брендон Лейтч

Как видно, в новом сезоне в Новой Зеландии собрались гонщики самых разных уровней и возраста. Приехали американцы Кэмерон Дас, Дев Гор и Паркер Лок. Для Даса, к примеру, это будет уже второй заход в «Формулу-Тойота». Ранее он стал первым чемпионом американской Ф4, а также занял в прошедшем году пятое место в открытой «Евроформуле».

Готовятся к дебюту в серии три австралийца – чемпион австралийской Ф3 Кэлан Уильямс и представители Ф4 той же страны Томас Смит и Джексон Уоллс. Неожиданно заявился и Рауль Хайман, южноафриканец британского происхождения, в прошлом участник европейской «Формулы-3», победитель гонки ГП3 и новоиспечённый чемпион азиатской «трёшки». Одними из последних заявку на участие в турнире подали японец Кадзуто Котака, ставший бронзовым призёром в японском первенстве Ф4, и румын Петру Флореску, без особых успехов выступавший в прошлом сезоне в евроФ3 за «Фортек». Шестой, рекордный сезон в серии проведёт Брендон Лейтч.

Но есть в этом списке и те, кто заслуживают отдельного, куда большего внимания.

Зимняя битва на краю света. Чего ждать от нового сезона «Формулы-Тойота»

Да, вы всё правильно поняли, это тот самый племянник Герхарда Бергера, экс-ДТМ-овец, которому в этом году исполнится 25 лет. Действительно, выглядит несколько странно, когда уже достаточно взрослый для этой серии дядька, у которого за плечами есть четыре года в серьёзных кузовных сериях, а также опыт участия в тестах Ф1, внезапно приходит «к детям в песочницу», чтобы бороться против них в явно неравной борьбе. Для чего же это ему нужно?

Ответ прост — в начале декабря прошлого года было неожиданно объявлено, что Лукас станет гонщиком молодёжной программы «Ред Булла» и, в связи с уходом «Мерседеса» из ДТМ, где австриец выступал на протяжении всей кузовной карьеры, он проведёт сезон в японской «Суперформуле». Проблема заключалась в том, что Ауэр уже четыре года не выступал на машинах с открытыми колёсами, что неизменно привело бы к серьёзным проблемам с адаптацией. Именно поэтому и было принято решение об участии в зимнем, по больше части юниорском чемпионате.

Бесспорно, всё это делает Лукаса главным претендентом на чемпионский титул, учитывая весь его опыт в целом и тот факт, что почти половина нынешних участников «Тойота Серии» дальше «Формулы-4» ещё и вовсе не доходила. Помимо этого у австрийца есть в активе и опыт в самой «Формуле-Тойота» — ещё будучи гонщиком Ф3, Ауэр провёл два сезона в
Новой Зеландии, став в 2013-м бронзовым призёром чемпионата.

Зимняя битва на краю света. Чего ждать от нового сезона «Формулы-Тойота»

Талантливый 18-летний гонщик молодёжной академии «Феррари» успел запомниться многим в прошлом году своим участием в европейской Ф3, а также противостоянием с россиянином Робертом Шварцманом в борьбе за титул в «Формуле-Тойота» в прошлом году. Новозеландец по праву считается одной из восходящих звёзд у себя на родине.

После успехов во всех различных новозеландских чемпионатах и в картинге, в 2016-м Маркус перебрался в Европу, где поначалу просто выступал под «уайлд-кард» на этапах «Формулы-Рено 2.0» и британской Ф3, а впоследствии был включён в молодёжную академию «Феррари» и переведён в «Формулу-4» в состав «Према», за которую выступал одновременно в итальянском и немецком дивизионах. Первую Маркус в итоге выиграл, а во второй уступил лишь эстонцу Юри Випсу, что вполне удовлетворило руководство «Према» и «Феррари», позволивших юному таланту проявить себя в «Формуле-3».

Маркус сразу показал свой потенциал и скорость, даже несмотря на то, что большая часть его соперников соперники обладала куда большим опытом. Армстронг смог на какое-то время даже захватить лидерство в чемпионате, однако затем вскрылась одна из главных проблем почти всей талантливой молодёжи — новозеландец был чертовски нестабилен, у него просто не получалось проводить весь уик-уэнд в одном ключе. Если в одной из гонок он добирался до подиума, то уже в следующей от него можно было ждать столкновения, ошибки или техпроблема. Из-за этого под конец сезона результаты Армстронга начали катиться, как камень с обрыва, а завершил он сезон на пятой строчке. Казалось бы, неплохой результат, особенно для новичка, но учитывая его скорость и то количество обидных сходов и ошибок за весь сезон, можно было наблюдать совсем иной итог. Более того, он вновь проиграл сражение с напарником по «Феррари» Робертом Шварцманом, который завершил свой так же дебютный сезон в первой тройке и стал лучшим среди новичков.

Что же касается выступлений в «Формуле-Тойота», то это будет его уже третий сезон на родине. В 2017-м Маркус в рамках подготовки к предстоящему сезону в Ф4 дебютировал в серии, поднявшись восемь раз на подиум, одержав три победы и завершив чемпионат на четвёртом месте, став вторым лучшим новичком. Год спустя его целью было уже стать чемпионом, а его главными соперниками стали Рихард Версхор и Роберт Шварцман. На протяжении всех пяти этапов Маркус шёл в лидерах чемпионата с минимальным отрывом, но в самой последней гонке, будучи вторым (что хватало ему для оформления тиула) за два круга до финиша, с ним случилась настоящая драма. На рестарте двигатель на его
машине перешёл в «безопасный режим» из-за чего Армстронг резко откатился на восьмое место, финишировал седьмым и потерял не только чемпионство, но и вице-чемпионство.

Именно Маркус, вероятнее всего, станет главным соперником Лукаса Ауэра в чемпионате нынешнего года. Сможет ли он наконец добиться своей главной цели?

Зимняя битва на краю света. Чего ждать от нового сезона «Формулы-Тойота»

Не один Маркус Армстронг является восходящей звездой в Новой Зеландии, и именно Лиам Лоусон в скором времени может перетянуть на себя внимание общественности. 16-летний талант, чьим наставником является местная легенда гонок 77-летний Кен Смит, также успел добиться серьёзных успехов, которые нельзя не отметить.

По традиции, Лиам начал свой путь с местных чемпионатов, выиграв всё, что возможно, в картинге, а потом, после перехода в гонки с открытыми колёсами, доминируя в новозеландском чемпионате «Формулы-Форд», выиграв 14 гонок из 15. И это при том, что на тот момент Лиаму было всего 14 лет. Со следующего года он перебрался в Австралию, где вполне мог стать чемпионом местной Ф4, но из-за не слишком стабильных выступлений в середине сезона в итоге стал вторым. Впрочем, можно вспомнить тот факт, что ставший чемпион Ник Роув, которому Лиам и проиграл, на тот момент уже четвёртый год выступал в Ф4.

Именно тогда талант Лиама разглядел и Фритц Ван Амерсфорт, руководитель известной молодёжной команды «Ван Амерсфорт Рэйсинг», за которую в своё время выступали Макс Верстаппен, Шарль Леклер, Каллум Айлотт и Мик Шумахер. Лоусон отлично провёл тесты в Европе, после чего перешёл в немецкую Ф4, однако это испытание нисколько не сказалось на результатах юноши. Новозеландец удержал марку в новом для себя турнире, девять раз поднявшись на подиум, одержав три победы и став вице-чемпионом, проиграв только опытному Лириму Цендели.

Запомнился Лиам и своим ярким выступлением на финальном этапе азиатской Ф-3, где он выступил по «уайлд-кард» и разгромил всех соперников, выиграв все три гонки. Будущее таланта пока не определено, но с большой вероятностью Лоусон проведёт 2019 год в европейской «Формуле Мастерс» в составе всё той же «Ван Амерсфорт Рэйсинг». Что же до «Тойота Серии», то Лоусон проведёт этот сезон «Формулы-Тойота» в статусе новичка в рамках подготовки к предстоящему сезону в Европе. От него не стоит ожидать сразу же
борьбы за чемпионство, учитывая, что его соперниками станут Ауэр и Армстронг, одолеть которых будет совсем не легко. Однако Лиаму по силам стабильно набирал очки и
завершил сезон хотя бы в топ-5.

Зимняя битва на краю света. Чего ждать от нового сезона «Формулы-Тойота»

В последние годы популярность зимнего новозеландского чемпионата возросла по всему миру, и не стал он исключением и на отечественном гоночном рынке. Вот уже пять лет подряд на стартовой решётке в «Формуле-Тойота» присутствует хотя бы один российский гонщик, а в нынешнем сезоне этот список пополняет Артём Петров.

Для петербуржца, которому на днях исполняется 19 лет, эти пять недель в Новой Зеландии будут способом перезарядить батарейки после непростого прошлого года. Сезон-2018 выдался для Артёма очень сложным — после нескольких лет в Ф4 Петров подписал контракт с «Ван Амерсфоорт Рэйсинг» на выступления в европейской Ф3, но, то ли из-за тяжёлой адаптации, то ли из-за проблем команды в общем, ни Артём, ни его напарники не смогли показать хороший результат. За весь сезон россиянин набрал всего семь очков и стал 20-м в общем зачёте.

Хочется верить, что этот зимний чемпионат пойдёт ему на пользу, дав возможность сконцентрироваться перед началом европейской части гоночного года.

Зимняя битва на краю света. Чего ждать от нового сезона «Формулы-Тойота»

История представителей Чехии в «формульном» автоспорте достаточно скупа на события. Гоночная индустрия развита в стране не так ярко, а более-менее известных гонщиков и команд можно пересчитать по пальцам. К примеру, в «Формуле-1» выступал лишь один чешский пилот – Томаш Энге. В 2001 году он был приглашён на последние три этапа в команду Алена Проста «Прост ГП» в качестве замены травмированному в результате страшной аварии в Спа Лучано Бурти. Выступил чех в целом неплохо, у него даже были шансы заполучить контракт на полный сезон, однако перед стартом следующего года команда закрылась из разногласий в руководстве и растущих долгов. Томаш в итоге вернулся в «Формулу-3000» и выступал в дальнейшем весьма успешно, но так больше и не смог попасть в «Формулу-1».

Другой чешский пилот Ян Харуз провёл одну тренировку в 2011-м в составе ХРТ, однако его выступления в младших сериях были далеки от идеала и ни о каком контракте в Ф1 не
могло быть и речи.

И вот теперь пополнить этот список вполне может Петр Птачек, дебютировавший в «формулах» в прошлом году. Как и большинство его соперников, он начал с «Формулы-4»,сходу став лучшим новичком в Италии. Также провёл один этап по «уайлд-кард» в немецкой Ф4, где все три гонки закончил в десятке. Ну а самым главным его достижением стало приглашение на тесты во Фьорано на отбор в молодёжную академию «Феррари». В скором времени «Скудерия» должна объявить новых членов своей программы, и Птачек является едва ли не главным фаворитом в борьбе за попадание туда.

Предстоящий опыт в «Формуле-Тойота» будет первым для чеха и станет для него важным этапом подготовки к новому сезону, особенно учитывая возможность попадания Петра в одну из серий «третьей категории» в составе академии «Феррари».

«Формула-Тойота» является пусть и не очень крупным, но достаточно серьёзным проектом в плане подготовки молодых пилотов к участию в новом сезоне, через эту зимнюю серию
проходили многие ныне успешные гонщики. Именно здесь молодёжь имеет шанс получить первый опыт работы с техникой и шинами, а также отточить навыки обгонов на достаточно узких и извилистых трассах, преобладающих сложной конфигураций.

Для болельщиков же это возможность скоротать время, оставшееся до старта любимых чемпионатов в марте-апреле, а также узнать о тех гонщиках, которых в будущем, через пару-тройку лет, можно будет увидеть в числе лидеров «Формулы-2» или «Формулы-3» или даже претендентов на попадание в «Индикар», «Формулу-1» и другие гоночные серии «высшего дивизиона».

Следите за «Тойота Серией» только на Fun Formula.

Источник